Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

Опубликовано: 26 апреля 2021

Категории: Новости, Патриарх

25 апреля 2021 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Святейший Владыка совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день исполнен многих больших смыслов, и давайте еще раз сосредоточимся на том, что до нас доносит Евангелие. Господь воскресил Лазаря, то есть явил миру Свою огромную силу. Никто никогда не мог воскресить покойника, который больше трех суток находился во гробе и начал тлеть. Никому не было дано такой силы — ни египетским врачам, которые мумифицировали умерших, ни другим восточным мудрецам, занимавшимся медициной, как и сейчас никому не дано вернуть к жизни труп, который начал разлагаться. Конечно, это было ясное свидетельство тогдашнему Израилю о том, что явился Некто, кто обладает Божественной силой. Кто же еще поможет Израилю осуществить самую заветную мечту? А она была связана с конкретной политической целью — освободиться от власти римлян, язычников, чьи когорты топтали Святую землю. Конечно, можно понять чувства израильтян — они видели в оккупации надругательство над их верой, их святынями, и вполне естественно стали воспринимать Того, кто воскресил покойника, как человека, обладающего огромной силой, способного освободить Израиль от порабощения. И когда Господь из Вифании смиренно, на ослике, направился в Иерусалим, то люди побросали свои одежды, постелили ветви деревьев и кричали «осанна Сыну Давидову!» А у евангелиста Лука, писавшего по-гречески, употребляется не еврейское слово «осанна», а греческое δόξα — «слава». Так встречали полководцев: «Слава! Ты победил смерть, а значит, Ты выведешь нас из этого страшного римского пленения!» Но Господь даже внешним видом хотел показать, что Он совсем не полководец и не организует когорты израильтян для победоносной борьбы с римлянами, Он отказывается от всех видимых знаков власти и смиренно, на ослике, входит в Иерусалим как паломник. И с чего Господь начинает Свою миссию в Иерусалиме? Он изгоняет торгующих из храма. У Него нет когорт, которые помогли бы Ему это сделать. Он один плеткой изгоняет из храма торгующих, потому что они Дом Божий превратили в вертеп, то есть в место обогащения. И Господь полностью развенчивает надежды израильтян, причем совершает это не случайно, а в преддверии Своих страданий и крестной смерти.

И вот о чем нам следует теперь подумать. Как Церковь Божия, Церковь Господа и Спасителя Иисуса Христа, мы должны жить так, как Он жил, — по крайней мере, стремиться к этому. Но на этом пути существует множество преград и соблазнов, в том числе соблазн властью. Мы знаем, что в какой-то части христианского мира этот соблазн оказался настолько велик, что власть Церкви стала отождествляться с властью государственной и даже превосходить ее. Не будем вспоминать сейчас хорошо известные примеры из духовной жизни Западной Европы, где церковная власть боролась со светской за первенство и в течение веков утверждалась мысль о том, что власть Церкви должна быть больше, чем власть светская.

В нашей отечественной истории, в новейшей истории, были события, в которых я принимал непосредственное участие. Старшее поколение помнит, какой реальный гражданский конфликт разворачивался вокруг Белого дома. Тогда ко мне — а я был постоянным членом Священного Синода и председателем Отдела внешних церковных связей, которому было поручено взаимодействие и с Правительством, и с общественными организациями, — пришла делегация депутатов с просьбой возглавить политическую борьбу. И я не нашел никаких слов, кроме того, чтобы сказать: Весь опыт Церкви Вселенской и Русской свидетельствует о том, что если Церковь становится частью политической борьбы, то у нее сразу появляются политические противники, а ведь среди них могут быть люди православные. Значит, Церковь, борясь за власть, непременно становится фактором разделения народа. И возникает вопрос: если Церковь, отождествив себя с той или иной политической силой, становится фактором политической борьбы, то разве может она оставаться и авторитетом, и домом, и духовной Матерью для всех? Да никогда! Потому что, подходя к храму, тот или иной человек самого себя спросит: «А здесь мои политические друзья или мои политические противники?» А вот сегодня никто не сможет самому себе задать этот вопрос, подходя к дверям православного храма, — они открыты для всех, для всего народа нашего.

Почему я говорю сегодня именно на эту тему? А потому что перед нами образ Спасителя, смиренно въезжающего в Иерусалим на ослике, Спасителя, Который отказался от того, чтобы демонстрировать Свою силу. А уж какую силу Он имел! Сколько чудес совершил! И люди знали об этом, а Он словно дистанцируется от всякой силы. Поэтому Церковь Христова должна следовать всему, чему научена Спасителем, и никогда не отождествлять себя ни с одной человеческой силой, потому что, если отождествим себя с одной, то станем противниками для другой. Церковь должна быть открыта как общее пространство для молитвы и покаяния, как место духовного совершенствования. И тогда она действительно обретет способность соединять людей поверх национальных, политических и прочих границ.

Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. И если будет так, то Церковь никогда не перестанет быть силой, духовно объединяющей народ, силой, обладающей возможностью примирения даже в самых тяжелых обстоятельствах и в самые трудные времена. Церковь всегда останется родным домом для любого, кто желает и стремится ко спасению.

Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую, и духовенство, и мирян, и начальников больших и малых. Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией. И дай Бог, чтобы образ Спасителя, входящего в Иерусалим, который даруется нам сегодняшним евангельским чтением, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения. Аминь».

Затем Предстоятель вручил церковные награды:

— во внимание ко вкладу в развитие медицинского служения и в связи с 80-летием со дня рождения президент Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Министерства здравоохранения РФ, член Президиума РАН, академик РАН, профессор, президент Российской ассоциации эндокринологов И.И. Дедов был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, I степени;

— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения А.А. Золкин был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Очень радуюсь тому, что сегодня большое количество пресвитеров московских вместе со мной совершали Божественную литургию. Рад возможности возложить на вас соответствующие иерархические награды. Помогай Бог всем нам, слугам Божиим, в граде Москве достойно совершать свое служение. С праздником!».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-prazdnik-vxoda-gospodnya-v-ierusalim-predstoyatel-russkoj-cerkvi-sovershil-liturgiyu-v-xrame-xrista-spasitelya.html

Престольный праздник в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово

29 августа 2022 года, в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, Божественную литургию в Спасском храме совершил епископ Верейский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством города Москвы.

Его Высокопреосвященству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, благочинный Центрального округа, заведующий канцелярией Московской Патриархии: настоятель Спасского прихода протоиерей Андрей Бондаренко, столичное духовенство, в том числе, клирики, которые в свое время несли послушание в нашем храме.

Диаконский чин возглавил архидиакон Константин Барган. Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Валаамского монастыря под управлением Алексея Жукова. По окончании Божественной литургии было вознесена молитва перед главной храмовой иконой — Спаса Нерукотворного.

С приветственным словом к владыке Пантелеимону и многочисленным прихожанам обратился настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко:

«Мне кажется, что нынешнее время Церкви – это время дел. Есть время, когда мы рассуждаем о высоком, сейчас нужно действовать. Господь призывал Церковь к тому, чтобы она давала плоды духа, давала любовь, кротость, милосердие, объединяя всех вокруг себя, чтобы каждый, кто ищет ответа на свой вопрос, в первую очередь, ощутил тепло. И, может быть, этот ответ будет такой: здесь ты найдешь больше, чем правду, ты найдешь здесь любовь. Господь дал нам больше правды – он дал нам любовь. И тот, кто обретет Любовь, станет соучастником Его Любви в Царстве».

С благодарностью за совместную молитву в дар от Спасского прихода отец Андрей преподнес владыке Пантелеимону панагию с образом святых 12-ти Целителей и Чудотворцев под покровом Божией Матери, которые особо почитаются в нашем храме, а протопресвитеру Владимиру Дивакову – крест с украшениями.

После Литургии на площади перед храмом всех угощали чаем, выпечкой, свежими ягодами и фруктами, а хор Валаамского монастыря исполнил всеми любимые народные песни.

Информационный источник: https://spasperovo.ru/news/vremja-del-ljubvi-prestolnyj-prazdnik-spasskogo-hrama-fotogalereja/

30 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Вышла книга «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему»

Издательство Московской Патриархии выпустило в свет «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему».

Этот чин не является уставным и не содержится в основных богослужебных книгах, однако в современной церковной жизни он бывает очень востребован, когда провожают в последний путь почитаемого в Церкви человека, чаще всего епископа или священника, и служат накануне дня отпевания нарочитое заупокойное богослужение.

Издательство Московской Патриархии выпустило эту книгу, опираясь на уже выходившее до революции издание — «Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим» (СПб.: Синодальная типография, 1901).

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-izdatelstve-moskovskoj-patriarxii-vyshla-kniga-parastas-sirech-vsenoshhnoe-bdenie-pevaemoe-po-usopshemu.html

16 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Встреча ответственных за информационную работу на приходах Восточного викариатства

28 марта 2023 года в Восточном викариатстве прошла методическая встреча ответственных за информационную работу на приходах. В приветственном слове организаторы затронули анализ ситуации с приходскими сайтами и группами в социальных сетях: были приведены примеры удачных практик, а также прошел анализ самых частых ошибок.

Одной из ключевых тем обсуждения стала работа с информационными поводами на приходских сайтах. Участники встречи обсудили вопросы составления текстов и обработки фотографий, чтобы сделать сайты более привлекательными и информативными для посетителей.

Одним из результатов встречи стало принятие решения о создании Телеграм-канала для решения организационных задач ответственных за информационную работу. Это позволит им быстро и эффективно общаться между собой, делиться опытом и решать возникающие вопросы.

Специальным гостем встречи стал пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви Василий Рулинский, который поделился опытом по информационному сопровождению деятельности приходов.

Методическая встреча стала важным шагом в развитии информационной работы на приходах Восточного викариатства. Она позволит улучшить качество информации, которую получают посетители приходских сайтов, и сделает работу ответственных за информационную работу более эффективной и продуктивной.

Пресс-служба Восточного викариатства

28 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся первый открытый турнир по шахматам

8 марта 2021 года, в праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской, в здании Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете г. Москвы состоялся первый открытый турнир по шахматам среди учащихся воскресных школ столицы, приуроченный к 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского.

В организации мероприятия приняла активное участие Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы.

Соревнования проводились в два этапа. В отборочном онлайн-туре на платформе chess.com приняли участие 209 человек. Финальный этап проходил очно. В нем приняли участие 12 игроков, занявших призовые места в первом этапе.

Турнир проходил в трех возрастных категориях: 6-10 лет, 11-14 лет, 15-35 лет. По итогам соревнований места в возрастной категории 6-10 лет распределились следующим образом: 1-е место — Давид Серкизюк, воспитанник воскресной школы при храме великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе; 2-е место — Глеб Безруков, воспитанник воскресной школы при храме святителя Филарета, митрополита Московского (Патриаршее подворье в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Зеленограде); 3-е место — Афанасий Ильиных, воспитанник воскресной школы при храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках.

Во возрастной категории 11-14 лет 1-е место занял Нарек Мартиросян, воспитанник воскресной школы «Росток» при храме святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в Марьинском парке, 2-е место — Алексей Думби, воспитанник воскресной школы при храме благоверного князя Александр Невского при МГИМО, 3-е место — Артем Гарушьян, прихожанин храма равноапостольного князя Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова.

В возрастной категории 15-35 лет 1-е место было присуждено Алексею Ильиных, воспитаннику воскресной школы при храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках, 2-е место — Антону Хабалову, прихожанину храма святителя Алексия, митрополита Московского, близ д. Исаково, 3-е место — Татьяне Моисеевой, прихожанке храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

На церемонии награждения председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта иерей Павел Симонов поздравил победителей и призеров с праздником блаженной Матроны Московской и подарил им памятные подарки.

Информационный источник: http://moseparh.ru/sostoyalsya-pervyj-otkrytyj-turnir-po-shaxmatam-sredi-uchashhixsya-voskresnyx-shkol-stolicy.html

9 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up