В Москве открываются курсы по больничному служению для священнослужителей — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве открываются курсы по больничному служению для священнослужителей

Опубликовано: 17 апреля 2021

Категории: Новости

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля 2021 года в столичной Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, начнутся пятидневные курсы для священнослужителей по организации духовной помощи больным в медицинских учреждениях.

Занятия будут вести председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон, представители Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы и Департамента здравоохранения Москвы, эксперты Синодального отдела по благотворительности.

Слушателям курсов расскажут о пастырском служении в больнице. Они ознакомятся с особенностями окормления пациентов с COVID-19 и паллиативных больных, психологическими аспектами общения с больными в стационаре. Участники обучения также узнают, как использовать средства индивидуальной защиты при посещении больных с коронавирусной инфекцией.

«После прошедшего ковидного года для нас открылись двери многих больниц. Врачи просят нас прийти к больным, утешить их, поддержать, организовать помощь в уходе, привести с собой сестер милосердия, добровольцев, — рассказал епископ Пантелеимон. — Мы не можем не отозваться на этот призыв и не помочь тем, кто страдает, кто находится на грани смерти».

В Москве создана специальная группа больничных священников, которые обходят больничные отделения, по вызову посещают больных. Круглосуточный телефон Больничной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы +7 (903) 660-30-40 в настоящее время принимает до 20 вызовов ежедневно. Количество просьб увеличивается.

Священники, желающие помочь в духовном окормлении больных в медицинских учреждениях, могут записаться на курсы по приведенной ссылке.

С программой курсов можно ознакомиться на портале для священнослужителей «Пастырь».

Со 2 апреля 2020 года по 16 апреля 2021 года священники из специальной группы совершили 1998 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в средствах защиты.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-moskve-otkryvayutsya-kursy-po-bolnichnomu-sluzheniyu-dlya-svyashhennosluzhitelej

Владыка Пантелеимон совершил Всенощное бдение в храме на Семеновском кладбище

10 апреля 2021 года в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом возглавил Всенощное бдение под воскресный день в 4-ю Неделю Великого поста.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма архимандрит Августин Пиданов, духовенство храма, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, помощник благочинного диакон Дмитрий Камозин.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона:

Дорогие отцы, братия и сестры! Всегда очень рад возможности послужить в вашем храме, который я, почти 60 лет тому назад, помню еще обезображенным и оскверненным. Но приходя сюда теперь и видя его красоту и благолепие, слыша пение замечательного хора, участвуя в благоговейном служении, я очень радуюсь, что наша жизнь изменилась и мы сейчас можем созерцать красоту этого храма и участвовать в возрождении его святынь.

Очень благодарен отцу настоятелю и всем, кто потрудился над возрождением храма! Дай Бог, чтобы мы и дальше заботились о красоте наших храмов и наполняли их молитвой, красивым и благоговейным пением. Все это приобщает нас к Богу.

Когда я учился в школе, меня, как и многих из вас, учили не тому, чему должны были бы учить. Нам, так или иначе, внушали знания, которые противоречат Евангелию, Библии и основываются на атеистическом мировоззрении. С тех пор прошло 60 лет, и мы теперь имеем возможность приобщиться другим знаниям, которые дают пищу нашей душе, наполняют ее радостью, приобщают к вечной жизни.

Хотя нельзя не отметить, что мы живем во время информационной войны против добра, против Бога, продолжаются нападки на Церковь и христианскую веру, а в школах по-прежнему учат, что человек произошел от обезьяны. К сожалению, программы с тех пор мало изменились, и в школах с большим трудом удается говорить о Православии, да и делают это часто не священнослужители, а люди, которые порой сами далеки от Православия. В современном информационном поле, в интернет-пространстве очень много грязи и лжи, и они, так или иначе, на нас воздействуют. Мы сами не всегда замечаем, как подчиняемся мутному информационному потоку и верим всему тому, что нам внушают, небескорыстно и не без каких-либо целей. Поэтому для нас очень важно приобщаться к тем знаниям, которые хранит Церковь.

Сегодня мы празднуем память прп. Иоанна Лествичника, которая всегда совершается в 4 неделю Великого поста. Этот святой оставил замечательную книгу о том, как нужно восходить по лествице добродетелей, которую он расположил по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В «Лествице» рассказывается, как восходить от греха к Богу, как бороться со страстями, с чревоугодием (общая для всех нас страсть, с которой мы даже постом не всегда справляемся), с гордостью и тщеславием, сребролюбием, унынием (особенно поражающим нас сейчас, когда Бог посетил нас таким трудным испытанием, как пандемия).

Конечно, эта книга написана не для людей, живущих в мегаполисе в XXI веке, она написана для монахов, для тех, кто отвергся от мира, поэтому ее содержание начинается с описания тех ступеней, с которых человек должен начинать приобщаться монашеской жизни. Но в этом труде есть много полезного и для нас, несмотря на то, что мы не можем во всем подражать монашествующим. Мы живем в такое время, когда наш главный подвиг, как говорили святые отцы, будет заключаться в благодушном перенесении скорбей, а не в каком-то строгом аскетизме.

«Лествица» и другие святоотеческие творения, которые сейчас доступны как никогда, должны быть обязательной пищей для нашего ума, должны формировать наше сознание и мировоззрение. Каждый из нас может найти для себя полезные книги в разном формате, разных авторов, и тех, кто жил в «золотой век» святоотеческой письменности, и тех, кто жил недавно: книги прп. Паисия Святогорца, отца Иоанна Крестьянкина, письма новомучеников, оптинских старцев – все они должны стать для нас, особенно в пост, ежедневным чтением.

Книга Иоанна Лествичника, по Типикону, должна прочитываться в седмичные дни Великого поста на богослужении, но мы не каждый день бываем в храме и не всегда священнослужители, из-за наших немощей, могут удлинять службу. Но каждый из нас в оставшееся время поста обязательно должен приобщиться к тем святоотеческим писаниям, которые для нас оставлены.

Мы научились читать не только для того, чтобы следить за новостями в новостной ленте, но прежде всего для того, чтобы узнавать и понимать слово Божие и творения святых отцов, через которых действовал Святой Дух. Дух Святой через них учит нас тому, как мы должны жить.

Об этом нам всем нужно вспомнить в этот день воскресный, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Пусть каждый найдет для себя полезное чтение в книжной лавке, в интернете или у знакомых, и не только купит книгу и поставит ее на полку, но и обязательно прочитает. У многих из нас много дома различных книг, но мы их не открываем, говорим, что «нет времени».

Но время поста – это период, когда мы должны отказаться от наших привычек и обычного бездумного, легкого образа жизни, связанного только с заботами о житейском. В пост нужно обязательно приобщаться к удивительному духовному богатству, без которого наша душа не может существовать. Внешней красоте храма должны соответствовать наши возрожденные души. А душа каждого из нас –словесная. Не приобщаясь к словам Евангелия и святых отцов, мы не сможем нашу душу украсить и возродить. К примеру, чтобы возродить храм, можно нанять неверующих людей, пригласить искусных архитекторов и художников. Но чтобы возродить душу – нужен каждодневный труд каждого из нас, эта задача еще более трудная.

Дай Бог, чтобы в день памяти прп. Иоанна Лествичника каждый из нас вспомнил о необходимости поучаться в Божественном законе и у святых отцов умению бороться с грехами, навыку различать добро и зло, для того, чтобы этот пост не прошел для нас без пользы.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас! С праздником, с воскресным днем!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства


12 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово

29 августа Святая Церковь вспоминает событие 944 года — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа в престольный праздник возглавил викарий Святейшего Патриарха епископ Верейский Пантелеимон. Сослужили владыке протопресвитер Владимир Диваковблагочинный Рождественского округа города Москвы протоиерей Иоанн Ермиловнастоятель Спасского храма протоиерей Андрей Бондаренко, клирики храма, столичное духовенство.

Во время Литургии во диаконы был рукоположен церковный староста Филипп Пискун. Владыка Пантелеимон в молитве призвал на него благодать Святого Духа, а затем во время проповеди сердечно поздравил отца Филиппа с этим особенным событием.

Иерей Димитрий Карпов, ныне клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы, вышел с Чашей на амвон и произнес молитву святителя Иоанна Златоуста перед Причащением: «Верую Господи и исповедую»В праздник причастились более трех сотен верующих.

Духовенством и прихожанами была вознесена молитва перед Нерукотворным Образом Господа нашего Иисуса Христа.

Обращаясь к епископу Пантелеимону, священнослужителям, прихожанам настоятель храма отец Андрей Бондаренко поблагодарил всех за совместную молитву.

«Первое слово — это благодарность Богу, за то, что Он даёт нам возможность молиться с людьми, которых объединяет любовь к Богу. И для каждого прихода престольный праздник — это экватор приходской жизнедеятельности. Мы оглядываемся назад, на прошедший год, смотрим, что мы сделали. Мы совершили малое освящение храма. Его реставрация проходила в сложных условиях болезни, которая продолжается. И вроде бы то лето предвещало то, что вот-вот всё закончится и мы вновь станем такими же, как прежде, в нашем общении, в нашем служении. Но вот Господь судит иначе и болезнь продолжается. Для меня как настоятеля, в первую очередь, важно было сохранить спокойствие в приходе, потому что не на все вопросы мы могли ответить. Когда происходят боевые действия, в условиях войны, то тактика победы — это не только тактика наступления, но и тактика отступления с целью сохранить боевой настрой армии и ее боеспособность. Мне кажется, что Церковь сейчас находится как раз в этих условиях, и сохраняем способность армии для решительного наступления на современные вызовы. Они предполагают, что нам лучше остаться дома и смотреть службу по телевизору, но мы начинанием терять самое главное — общение друг с другом. Господь сотворил нас, чтобы мы общались в храме вживую. И то, что нам предлагается как временная мера, не должно стать постоянным. Нужно возвращаться к нормальной жизни».

Сегодня каждому прихожанину вручили магнитик с общей фотографией, которую сделали ровно год назад на храмовой площади после чина малого освящения храма и Божественной литургии. Под фото слова из Евангелия: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою (Ин. 13: 35).

По словам отца Андрея, эти слова призваны напоминать нам, что как бы мы не относились к тем или иным обстоятельствам вокруг нас, каждый имеет своё мнение, но мы — семья, и в семье всегда можно найти компромисс и понимание.

«Есть добрые слова христианского богослова Средневековья, который сказал, что в главном должно быть единство, во второстепенном — свобода, а во всем остальном любовь. Мне кажется, эти слова должны стать девизом любого прихода. И какими бы разными мы не были, мы должны помнить об этом. И тогда Господь будет сохранять нас в нашем единстве и находить для нас нужные ответы».

В дар владыке Пантелеимону от Спасского прихода, клира отец настоятель преподнес митру.

Обратился отец Андрей и к протопресвитеру Владимиру Дивакову, который служит у Престола Божия уже 59 лет. Сейчас его Высокопреподобие  — благочинный Центрального благочиния города Москвы, секретарь Епархиального совета Московской городской епархии, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель храма Большое Вознесение у Никитских ворот.

«Отец Владимир — сейчас единственный в Русской Православной Церкви, с которым я ощущаю себя мальчиком в газетной пилотке, с шариком и в шортах. Столько, сколько он служит как священник, я столько ещё не живу на свете. Он знает меня с самого юного возраста и всегда ко мне относился с одинаковым уважением: мальчишка я или священнослужитель. Никогда от него не чувствовал какого-то превозношения в его сане, в его положении. Я считаю, что для нас, священнослужителей, это пример. Иногда у нас подбородок вверх, грудь вперед, и тут рядом с тобой человек, который гораздо больше тебя может. Через этого человека прошли 95% священнослужителей Москвы, и храмов, которые открывались в 90-х годах после разрухи. Я вас всех прошу молиться за отца Владимира и желаю ему многих лет жизни. Прошу, чтобы Господь ещё не один десяток лет оставил для нас его пример послушания и любви. А всем вам — здоровья и многая лета».

Епископ Верейский Пантелеимон признался в ответном слове, что всегда с радостью откликается на приглашения служить Литургию в Спасском храме.

«Братья и сестры, мы сегодня читали молитву перед иконой Нерукотворного Образа Христа. Просили Бога, чтоб не только на полноте этого образа, но и чтобы он изобразил его во всех нас. Что за образ должен в нас отобразиться? Кроткий и смиренный Господь. Мы можем почитать Его как Вседержителям, но любить Его можем за то, что Он взошел на Крест, умер за нас, взял на Себя наши грехи. За это мы Его любим. И Образ кроткого и смиренного Христа всегда в нашем сердце. Сегодня рукополагали старосту храма, начальника во диаконы. И вот теперь, после молитвы, он должен стать слугой всем, кто приходит в храм. И каждый из нас только тогда может жить в любви, когда он научился кротости и смирению у Спасителя. Дай Бог, чтобы этот Образ кроткого и смиренного запечатлелся в наших сердцах».

После Литургии на храмовой площади всех прихожан и гостей храма угощали чаем с пирогами, орехами, медом, фруктами. А духовой оркестр исполнил всеми любимые мелодии, под которые и подпевали, и даже танцевали.

Информационный источник https://spasperovo.ru/news/obraz-smirennogo-i-krotkogo-gospoda-prestolnyj-prazdnik-hrama/#gallery-15

29 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.

Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.

Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.

Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5956879.html

6 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон освятил храм в Новокосино

25 августа, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершен чин Великого освящения Патриаршего Подворья при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино, Божественную Литургию в новоосвященном храме возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством г. Москвы.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы; протоиерей Владимир Клюев, настоятель Патриаршего Подворья при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино; протоиерей Николай Козулин, настоятель Патриаршего Подворья при храме Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино; иерей Александр Алешин, настоятель храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кускове, иерей Иоанн Паскевич, заместитель благочинного, протодиакон Александр Каргин, диакон Владимир Исаков, диакон Игорь Куликов, диакон Димитрий Куликов.  

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Собора и новомучеников и исповедников Российских протоиерей Владимир Клюев был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.


Затем Преосвященнейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве храма Собора новомучеников и исповедников Российских г. Москвы наград удостоены:

Сулима Наталья Анатольевна — генеральный директор ООО «Январь» — орденом прп. Евфросинии Московской 3 ст;

Говердовский Владимир Вячеславович — медалью Славы и Чести;

Брунич Николай Григорьевич — генеральный директор Каспийской трубопроводной компании  — Патриаршей грамотой;

Ковалев Михаил Борисович — Патриаршей грамотой;

Васильев Виктор Петрович — Патриаршей грамотой.


26 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up