Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Иоанна Лествичника — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Иоанна Лествичника

Опубликовано: 11 апреля 2021

Категории: Новости, Новости викариатства, Патриарх

11 апреля 2021 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 9:17-31) мы слышали повествование о бесноватом — человеке, который был полностью захвачен силой диавольской, а поскольку диавол есть зло, то силой диавольской зло в этом несчастном проявилось в максимальной степени.

Зло — это всегда безобразие, то есть потеря образа, это отсутствие красоты, это все, что противоположно правде, красоте и добру. В несчастном бесноватом все это было настолько явно, что он воспринимался людьми как ненормальный, как лишенный разума, как лишенный человеческого образа. Это действительно так, и поучительность истории с бесноватым заключается в том, что в его образе был явлен подлинный лик греха и диавольской силы. Ведь грех практически всегда рядится в одежду праведности или, по крайней мере, в одежду благопристойности, потому что грех — это безобразие, а безобразного человек сторонится, стыдится. Редко, когда грех открыто говорит, что он грех, хотя в новейшее время подобное все чаще имеет место в человеческом общежитии. Если проходит стыд, человек не останавливается перед тем, чтобы проявлять всю свою страшную внутреннюю сущность.

Сегодняшнее повествование о бесноватом показывает нам, что по-настоящему представляет собой зло, которое овладевает человеком. Все маски сброшены, нет смысла скрывать зло под личиной добродетели. Зло явило себя в этой истории себя таким, каким оно есть. Еще раз хочу подчеркнуть: великий смысл сегодняшнего повествования в том, что оно показывает нам природу зла. Зло есть всегда безобразие, потеря Божественного образа, это дисгармония, это страдание, это величайшая скорбь, но в жизни зло чаще всего скрывается под личинами и масками.

Повествование о бесноватом, который был настолько страшен, что представлял реальную опасность для людей, должно помочь нам осознать, что зло всегда несет опасность — в первую очередь, тому, от кого зло проистекает в окружающий мир. Подобно тому, как страшный бесноватый потерял человеческий образ, так и люди, которые нас окружают, а может, в какой-то момент и мы сами теряем человеческий образ, когда зло начинает иметь над нами слишком большую власть. Итак, зло — это страшное лицо бесноватого. Вот подлинное лицо зла, а все остальное — личины.

А теперь самый, может быть, важный вопрос. Диавол есть источник зла, но он также отец лжи. Ложь очень тесно связана со злом. Большинство того, что мы называем злом, проистекает от лжи, и это неслучайно, потому что диавол есть отец лжи. Но, наверное, никто бы не поверил и не пошел за диаволом, если бы ложь была очевидной. Преподобному Иоанну Синайскому принадлежат слова: диавол всегда растворяет частицу правды во лжи. А почему так? А потому что только так человек поверит лжи.

Это диавольское стремление завлечь человека в стихию лжи, прикрываясь чем-то благовидным, иногда даже правдивым, и есть самое опасное проявление зла в нашем мире. Начинаясь с малого, ложь охватывает все большее и большее пространство человеческого бытия и, наконец, превращает жизнь людей в ад.

Мы знаем, как сейчас распространяется и распространена ложь. Вообще, вся эта эпоха, которую мы называем на философском языке эпохой модерна, то есть современная эпоха, отличается тем, что стираются границы между добром и злом. Это происходит впервые в человеческой истории — даже во времена языческие и зло, и добро были понятны для всех. Языческие авторы проводят границу между злом и добродетелью, ложью и правдой. А вот нынешняя эпоха смешала все понятия, и в этом — опасность мира, в котором мы сегодня живем. Мы сталкиваемся со смешением правды и лжи и в быту, и во многих других обстоятельствах, и на разных уровнях человеческого общежития. Как много неправды говорится сегодня относительно международных дел, как часто зло выдается за добро, а добро за зло! А поскольку есть те, для кого остается неочевидным зло, которое выдает себя за правду, то постоянно возникает опасность, что люди поверят этой лжи, поверят этой неправде, примут диавола за ангела света.

Как же не поддаваться на все эти искушения в большом и малом — и в мировой политике, и в общественной жизни, и в личной жизни? Как побороть тотальное влияние лжи на человека? Как не заразиться этой страшной болезнью? Святой преподобный Иоанн в своей «Лествице», излагая последовательность духовного восхождения от греха к святости, начинает свое повествование с того, какое значение в жизни человека имеет вера.

Действительно, не только Иоанн Синайский, но и большинство святых отцов в полном согласии друг с другом повторяют известные слова: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:6). Вера в Господа дает нам способность различать добро и зло, вера в Господа дает нам силы сопротивляться злу, и вера в Господа дает нам силы восходить по ступеням духовного совершенства.

Вспоминая сегодня святого преподобного Иоанна, его творения, его мудрость, а также особым образом воспринимая слова Евангельского чтения, будем помнить, мои дорогие братья и сестры, что борьба со злом начинается с укрепления нашей веры. Борьба со злом всегда предполагает непременное стремление к совершенству — восхождение по ступеням духовного подвига, потому что, если человек стоит на месте, это означает, что он падает. Только движение вверх на пути восхождения к Божественной правде дает нам возможность обретать надежду на наше спасение. Укреплением нас в этой надежде и примером для подражания являются святые отцы и угодники Божии и особым образом святой преподобный Иоанн, которого мы сегодня прославляем. Его молитвами да поможет нам Господь достойно пройти путем духовного подвига через дни Святой Четыредесятницы. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-nedelyu-4-yu-velikogo-posta-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

ЛЕКЦИЯ ДИАК. А. ДАНИЛОВА НА ФЕСТИВАЛЕ ДОБРОЛЕТО

Диакон Антоний Данилов, магистр богословия, руководитель православного молодёжного клуба «Элеос» при храме Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино рассказал про «Деятельность Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. Социальная работа на приходе».

16 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

Информационная комиссия провела вебинар «Викариатства в социальных сетях»

28 января 2021 года председатель Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве иерей Александр Волков провел вебинар с ответственными за информационное служение в викариатствах на тему: «Викариатства в социальных сетях. Практические рекомендации».

На встречу также были приглашены редакторы сайтов и администраторы социальных сетей в викариатствах, включая представителей храмов. Мероприятие состоялось в дистанционном формате на платформе Zoom.

С докладом перед участниками вебинара выступила сотрудник Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Виктория Горбунова.

В ходе рабочей встречи была проведена оценка текущего состояния информационного пространства Московской городской епархии в социальных сетях. Так, на сегодняшний день в ВКонтакте, Facebook, Instagram и YouTube зарегистрировано около 700 сообществ и аккаунтов, имеющих прямое отношение к деятельности викариатств и храмов, входящих в их состав, а также воскресных школ и молодежных движений.

Участникам встречи была представлена стратегия по формированию информационного пространства, объединяющего все епархиальные ресурсы в социальных сетях. В рамках вебинара были рассмотрены как сильные, так и слабые стороны текущей активности проанализированных ресурсов, а также представлены различные форматы ведения групп в социальных сетях, определен приоритетный контент и способы его распространения в соцмедиапространстве.

По итогам вебинара был принят совместный план действий, нацеленный на повышение активности и качественное преобразование информационного пространства епархии в социальных сетях. Кроме того, всем участникам совещания были предоставлены раздаточные материалы и методические рекомендации для дальнейшей совместной работы.

Следующая встреча, целью которой станет оценка проделанной работы в рамках принятых решений, назначена на март-апрель с.г.

Информационный источник: http://moseparh.ru/informacionnaya-komissiya-provela-vebinar-vikariatstva-v-socialnyx-setyax-prakticheskie-rekomendacii.html

29 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе

29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово.

Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.

Каждый из нас проходит через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас.

Сегодня мы вспоминаем страшные события в истории нашего Отечества. Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было! Верховный правитель принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели.

Сегодняшний день связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям.

Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события. Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).

Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия.

Еще и еще раз хочу сказать: мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним особым воскресным днем. И, размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5931598.html

31 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось итоговое заседание Оргкомитета юбилейных XXX Международных образовательных чтений

14 апреля 2022 года состоялось итоговое заседание Оргкомитета XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Заседание возглавил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, глава Оргкомитета чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Заседание прошло в дистанционном формате.

Председатель Оргкомитета передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приветствовал собравшихся.

В начале выступления митрополит Евгений подвел итоги регионального этапа чтений. Региональный этап прошел в 181 епархии на территории Российской Федерации, включая викариатства г. Москвы, а также 16 епархиях на территории других стран, в том числе девяти епархиях Белорусского экзархата, трех епархиях Казахстанского митрополичьего округа, двух — Среднеазиатского митрополичьего округа, а также в Таллинской, Аргентинской и Южноамериканской епархиях.

Владыка Евгений подчеркнул: «Форум уже стал неотъемлемой частью жизни общества, действенной площадкой для обсуждения важных вопросов церковно-общественного взаимодействия. Выражаем благодарность организаторам и всем участникам чтений в регионах — как представителям епархий, так и представителям органов государственной власти, общественным организациям и благотворителям, оказывающим помощь при организации чтений».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви XXХ Международные образовательные чтения состоятся в Москве с 22 по 25 мая с.г. 22 мая, в воскресенье, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию. 23 мая, в Государственном Кремлевском дворце состоится торжественное пленарное заседание и праздничный концерт. 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия и тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, также состоится богослужение в Храме Христа Спасителя. 25 мая в 16.30 в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя пройдет итоговое заседание чтений.

Х Парламентские встречи состоятся 17 мая с.г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.В. Яцкин рассказал о подготовке к Парламентским встречам и утвержденных темах круглых столов, которые пройдут в Совете Федерации, — «Традиционное духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве», «Опыт взаимодействия государственных и религиозных институтов в реализации программ развития институтов гражданского общества», «Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной защиты населения: светское и религиозное измерение».

Председатель Оргкомитета напомнил собравшимся о мобильном приложении «ПравОбраз» для участников и спикеров чтений. В мобильном приложении можно всегда иметь под рукой актуальную программу мероприятий, получить контакты участников и спикеров форума, записаться на секции, круглые столы и лекции, построить маршрут до площадки проведения конференций, заседаний, концертов, а также смотреть прямые трансляции секций, общаться с участниками, получать уведомления об изменениях в работе секций и направлений.

По завершении работы Оргкомитета владыка Евгений отметил: «Несмотря на всю важность предстоящего форума, впереди у нас намного более значимые события. Мы находимся в преддверии великих дней — праздника Входа Господня в Иерусалим, за которым последуют дни Страстной седмицы. Дай Бог нам всем достойно пройти эти дни и радостно встретить Праздник праздников — Светлое Воскресение Христово. И все же не забываем и о наших трудах, поскольку делаются они во славу Божию и ради того, чтобы светом православной веры освещались и освящались самые разные проявления жизни нашего народа, нашего Отечества и всех людей в мире, которые готовы стать нашими соработниками. Это пусть небольшая, но важная часть наших трудов в противодействии апостасии секулярного мира».

В заседании Оргкомитета приняли участие:

члены Оргкомитета и их официальные представители

  1. митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством;
  2. епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
  3. епископ Бронницкий Савватий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
  4. епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии;
  5. игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  6. протоиерей Сергий Звонарев, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
  7. иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата;
  8. иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви;
  9. иеромонах Пантелеимон (Алешин), заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
  10. иерей Алексий Алексеев, заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению;
  11. иерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви;
  12. диакон Димитрий Бакланов, помощник председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
  13. В.В. Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ;
  14. А.Г. Парменов, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре;
  15. В.А. Серегин, руководитель аппарата, помощник председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответственный секретарь Оргкомитета чтений;
  16. Е.О. Иванов, и.о. ответственного секретаря Православного миссионерского общества;
  17. Е.Г. Балашова, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, координатор секретариата стений, ответственный секретарь направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие»;
  18. Е.М. Завалина, сотрудник Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта;
  19. Е.В. Чистякова, секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства;
  20. А.Л. Стемпковский, член Президиума Российской академии наук, академик-секретарь Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН, доктор технических наук, профессор;
  21. И.В. Белозеров, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы;
  22. Г.Д. Зубович, начальник отдела двустороннего и многостороннего международного сотрудничества Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения Российской Федерации;
  23. Н.В. Итыгилова, советник Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации;
  24. М.А. Симонова, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН;

приглашенные участники заседания

  1. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике;
  2. В.В. Семикин, заместитель руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — начальник Управления делами;
  3. Е.Б. Алтабаева, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре;
  4. Л.Н. Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
  5. Л.В. Даль, начальник Управления по работе с соотечественниками и реализации культурно-гуманитарных проектов Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
  6. С.С. Репринцев, советник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ на общественных началах;
  7. Е.В. Чугреева, сотрудник пресс-службы Финансово-хозяйственного управления;
  8. Н.В. Шитиков, руководитель секретариата информационных технологий Издательского Совета;
  9. Л.В. Шмелева, заместитель исполнительного директора по финансовой и коммерческой деятельности Фонда Храма Христа Спасителя.

Информационный источник: http://«Православное образование»

15 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up