Патриаршая проповедь в Неделю о блудном сыне — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю о блудном сыне

Опубликовано: 28 февраля 2021

Категории: Новости

28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32). О том самом сыне, который, забрав полагающуюся ему часть имения, ушел на страну далече, и там, погрязнув в грехах, распутстве, пьянстве, извел все свое имущество. А когда оказался на грани жизни и смерти от голода, истощения, вероятно, болезней — хотя Евангелие об этом не говорит, но ведь всякое истощение сопровождается потерей здоровья, — вот тогда и вернулся к отцу, памятуя о том, что даже слуги отца питаются лучше, чем он, и живут куда лучше, чем он.

Отец принимает своего блудного сына, и этот поступок вызывает ропот другого сына, послушного, который всегда жил по воле отца и которому, по его словам, отец не давал ничего из того, что этот добрый и верный сын считал заслуженным. Но Господь — а ведь не кто иной, как Сам Господь открывается нам через эту притчу в образе отца, — простирает милость Свою к падшему. Потому что человек не упавший и так силен, а тот, кто упал, кто сильно ударился, кто потерял равновесие, кто потерял жизненный ориентир, тот особенно нуждается в поддержке.

Кстати, слово «блуд» в славянском языке прямо связывается с другим понятием и словом — это заблуждение, это потеря ориентира, это потеря правильного пути. В нашей художественной литературе и в обиходе под словом «блуд» подразумеваются в первую очередь греховные деяния, связанные с незаконной близостью. Но это лишь одна из разновидностей блуда, а вообще блуд — это и есть потеря ориентира, потеря правильного пути в жизни. Конечно, всякое греховное отношение с другой личностью, не благословенное Богом, — это тоже отклонение от правильного, истинного пути, и мы знаем, что это заблуждение, этот блуд никогда не приносит человеку счастья.

Блуд есть потеря правильного пути, что очень часто случается с людьми, — и не только тогда, когда они вступают в незаконную близость. Когда люди отказываются от Бога, отказываются признавать единственно правильным тот путь в жизни, который Господь предначертал, они также блуждают по жизни. И мы знаем, что это блуждание часто сопровождается очень болезненными ударами о препятствия, с которыми человек поневоле встречается на своем пути.

Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам понять: для того чтобы не сбиться с жизненного пути, для того чтобы не впасть в трудности и искушения, через которые проходит человек, потерявший жизненные ориентиры, нужно иметь путеводителя по жизни, очень мощный ориентир, некий компас, который действительно помогает человеку не заблудиться. Этим компасом, этим ориентиром является Сам Господь, и если мы живем по Его заповедям, если мы принимаем Его слово, если мы руководствуемся Его учением в той мере, в какой способны все это осуществить, то, несомненно, обретаем возможность, даже сбившись с пути, выйти на единственно спасительную дорогу в жизни.

Но как же мы можем вернуться на правильный путь? Через что мы должны пройти, чтобы обрести спасение, чтобы выйти из некоего жизненного заблуждения? Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что искренним и сердечным покаянием пред Богом мы можем, даже утратив верный путь в жизни, снова его обрести. И это евангельское чтение, которое предлагается нам в преддверии Великого поста, должно всех нас настроить на правильный духовный лад. Каждый проходит через искушения, на пути каждого — соблазны, и дай Бог, чтобы через покаяние, дарованное нам Самим Господом, особенно в течение Святой Четыредесятницы, мы могли преодолеть искушения и соблазны и вновь вернуться в отчий дом, в то место, где обретается спасение через общение с Самим Господом. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Рождественский детский праздник в Гольянове

9 января 2021 года на территории храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове состоялся Рождественский праздник для детей. В начале праздника духовник детской Воскресной школы отец Иоанн Корешков поздравил всех с Рождеством Христовым, вручил награды победителям конкурса «Красота Божьего мира» — воспитанникам нашей школы и учащимся близлежащей школы №1352 – и их преподавателям.

На этом Рождественском празднике детей поздравил Дед Мороз со Снегурочкой, Для всех ребят, взрослых были подготовлены различные викторины, игры, соревнования и много различных развлечений, которые предали Рождественском празднику больше радости, веселья, тепла и любви.

В конце торжественного праздника все ребята получили подарки и вкусные угощения.
Дай Бог всем наполнить Святые дни радостью и добрыми делами!

Информационный источник: http://hramgolyanovo.ru/rozhdestvenskij-detskij-prazdnik/

12 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Объявлен новый набор добровольцев для помощи пациентам COVID-стационаров

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и православная служба помощи «Милосердие» объявили новый набор на курсы больничных добровольцев для помощи пациентам COVID-стационаров Москвы.

«Сейчас у нас есть возможность помочь тем людям, которые оказались в очень тяжелой ситуации, в «красной зоне» больниц, — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности и руководитель православной службы «Милосердие» епископ Верейский Пантелеимон. — Когда мы объявили первый призыв о помощи, на него откликнулось больше тысячи людей, но сейчас в «красные зоны» ходит около 300 человек, а потребность в таких помощниках гораздо больше. Идет подъем заболеваемости из-за нового штамма «омикрон». Врачи и медсестры отделений, в которые ходят наши добровольцы, высоко оценили их помощь, но сейчас помощников не хватает. Я прошу всех, кто неравнодушен к страданию других, помочь в это трудное для всех нас время».

Добровольцы православной службы помощи «Милосердие» посещают «красные зоны» с июля 2021 года. В их числе представители разных профессий, разного возраста, образования и достатка: бизнесмены, водители автобусов, маркетологи, полицейские, завучи школ, дизайнеры, преподаватели вузов. Они помогают пациентам в приеме пищи, гигиеническом уходе, общаются с больными и поддерживают тех, кто лишен заботы и утешения родных и близких.

«Я обращаюсь ко всем, у кого есть хотя бы четыре часа времени в неделю, чтобы помочь другим. Я призываю вас присоединиться к нашим добровольцам. Когда ты помогаешь другому, у тебя душа становится светлее, помощь другому преображает твою жизнь», — отметил епископ Пантелеимон.

Все добровольцы проходят обучение на специальных курсах по уходу, которые организованы Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете Москвы на базе Учебного центра церковной больницы святителя Алексия при поддержке Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты Москвы. В программу обучения входят два занятия по основам ухода продолжительностью около трех часов. Добровольцев учат, как накормить пациента, поменять ему подгузник, постричь ногти, помыть голову. Третье занятие, посвященное духовным основам милосердия, для добровольцев проводит епископ Пантелеимон. За полгода на курсы было подано свыше 1000 заявок, обучение прошли 486 человек.

Записаться в добровольцы «красных зон» можно, заполнив анкету на сайте Милосердие.ru или позвонив по телефону +7 991 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/v-cerkvi-prizvali-moskvichej-zapisatsya-v-dobrovolcy-krasnykh-zon

25 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

«Илиин День» прошел в Черкизово

2 августа в храме Илии Пророка в Черкизово прошел традиционный престольный праздник.

«Вы, сегодня пришедшие почтить пророка Илию и прославить Господа в Его святом пророке, вопреки очень непростой погоде, явили верность Господу и любимому нами пророку Илии, пришли в его святой храм. Те, кто украсили наш святой храм этими благолепными цветами, явили веру и верность. Наш хор, который готовился и будет петь сегодня особенные песнопения, явил веру и верность. Каждый из нас являет веру и верность в малых делах. Те, кто приводит своих детей в воскресную школу весь учебный год каждое воскресенье, хотя в воскресенье хотелось бы отдохнуть, тоже являют веру и верность. Эту веру и верность надо являть с усердием. Надо бояться того, чтобы остыть, охладеть, привыкнуть к нашему обычному церковному быту.

Нам нужно всегда быть горячими, устремленными, такими же, каким был святой пророк Илия.

Да вдохновляет он нас, и мы помолимся ему, чтобы мы всегда были верными и верующими, горящими в вере и верности нашей!»

архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне престольного праздника, дня пророка Божия Илии,
1 августа 2024 года

Храм Илии Пророка в Черкизово делится с нами замечательными фотомоментами с престольного праздника@hramilii



5 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ

В Неделю о мытаре и фарисее Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти великомученика Феодора Стратилата, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешним воскресным днем мы входим в подготовительные недели к Святому Посту. Таких будет три, и в течение этих недель, еще не вступив в поприще Четыредесятницы, мы направляем свои мысли, свои чувства к тому времени, предваряя дивные дни подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения. А эти три недели сопровождаются особыми чтениями из Священного Писания, которые помогают нам понять смысл того, что есть покаяние, ведь именно в покаянии заключается содержание поста.

В обыденном сознании словом «покаяние» покрывается лишь часть заложенного в нем смысла. Покаяние есть в первую очередь перемена — перемена своих мыслей, своих чувств, всего строя своей жизни, и одновременно раскаяние в собственных грехах, потому что без осознания своей греховности никакой перемены быть не может.

Самый яркий признак тяжелого духовного состояния человека — это когда он, подходя к исповеди, говорит: я ни в чем не грешен. И говорит не тщеславясь, не желая произвести впечатление, а будучи абсолютно уверенным в том, что у него грехов нет. Дело в том, что люди, так мыслящие, понимают под грехами только тягчайшие поступки, которые наказуются Уголовным кодексом или общественным порицанием. На самом деле грехи, которые мы совершаем, чаще всего не порицаются общественностью и тем более не преследуются законодательно. Они остаются за пределами внимания государства и даже вне особой заботы общества, хотя в лучшем случае, в лучших проявлениях своей заботы о гражданах общество не остается безразличным к тому, насколько грех порабощает человеческое сознание. Пусть светское общество и не оперирует понятием греха, но тяжелое, болезненное состояние души, которое является следствием греха, несомненно проецируется и на жизнь вовне, в том числе на общественную, политическую, культурную жизнь. Общество подвергается опасным влияниям, которые проистекают из греховного сознания и ожесточенного сердца человека, порабощенного грехом.

Подготовительные недели к Великому посту мы должны посвятить в первую очередь внимательному наблюдению за своим внутренним, духовным состоянием. Именно на такое отношение к самим себе нас настраивают евангельские чтения в эти дни.

Вот и сегодня мы слышали чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Оба пришли в храм. Фарисей — человек благочестивый, относившийся к особому разряду людей в тогдашнем Израиле, которые неукоснительно посещали храм и исполняли все, даже мельчайшие, предписания закона. Конечно, в сознании фарисея он отличался от тех, кто не исполнял всех предписаний, кто не соблюдал закон. И вот, войдя в храм помолиться, фарисей увидел стоящего поодаль мытаря.

А кем был мытарь? Это человек, презираемый израильским обществом как коллаборант, как тот, кто служил поработителям, причем самым чувствительным для соотечественников образом, собирая подати в пользу римских оккупантов. Конечно, на сборщика податей смотрели как на отщепенца, идущего против своего народа, а значит, и против ветхозаветного закона, духовного и Божественного, которым управлялась жизнь Израиля.

И вот, взирая на мытаря, фарисей, исполнявший все предписания закона, говорит: «благодарю Тебя, Господи, за то, что я исполняю все, что Ты требуешь», перечисляет, как он дает десятины от того, что производит его хозяйство, как он старается исполнять закон, и, наконец, благодарит Бога за то, что он не такой, как этот мытарь, символ греха, презираемая личность в среде благочестивых израильтян.

Смысл притчи заключается в том, что мытарь, как говорит слово Божие, вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Нужно обратить внимание на эти слова. Фарисей не вышел осужденным — ведь он действительно старается жить по закону, исполняя все предписания. И Господь не осудил фарисея — в Евангелии мы читаем лишь о том, что мытарь вышел более оправданным. Почему? Да потому что мытарь каялся в своих грехах.

Осознание греха — это уже величайшая ценность. Если человек сознает свое несовершенство и свой грех, он уже делает шаги на пути к спасению. Потому мы и читаем рассказ о мытаре в преддверии Великого поста — с тем чтобы понять, насколько же важно покаяние. Мы знаем, как непросто сегодня соблюдать все церковные предписания, и я хотел бы поддержать тех, кто стремится их исполнять. Но если нет возможности жить строго по церковному уставу в течение Великого поста, то нужно помнить: единственная возможность оправдаться пред Богом — это повторять за мытарем удивительные слова: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».

В полной мере сознавая свою греховность, мытарь искренне, от всего сердца просит Бога его простить, быть к нему милостивым. Образ кающегося грешника, мытаря, который вышел из храма более оправданным, чем исполнявший предписания религиозного закона фарисей, должен пробудить в нас надежду. Если мы в течение Святой Четыредесятницы сумеем по-настоящему раскаяться в своих грехах, то, может быть, по милости Божией будем так же оправданы, как мытарь, который, по его собственному мнению и, конечно, по мнению окружавших его людей не имел никаких оснований для оправдания Богом. Но милостивый Господь Сердцеведец узрел в словах кающегося мытаря такую силу раскаяния, что вывел его из храма оправданным более, чем благочестивый фарисей.

Да поможет Господь всем нам, вступая в Святую Четыредесятницу, подготавливаясь к дням Святого Поста, думать в первую очередь о покаянии, о великом воздействии на человеческую душу искреннего раскаяния пред Богом в своих грехах, без которого не может быть никакого спасения и не может быть подлинного совершенствования человеческой личности. Как это ни странно звучит для людей современных, очень часто гордых, надменных, опирающихся на свои знания, на свои материальные возможности, привыкших смотреть сверху вниз на окружающих, — нужно помнить и великим и малым, и богатым и бедным, и сильным и слабым, что подлинное спасение, а значит, и подлинное счастье невозможно без переосмысления своей жизни и без искреннего раскаяния пред Богом за свои грехи. Аминь.

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

22 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up