О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ПРИОБЩЕНИЕ К ЕВАНГЕЛЬСКИМ СЛОВАМ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ПРИОБЩЕНИЕ К ЕВАНГЕЛЬСКИМ СЛОВАМ

Опубликовано: 1 марта 2018

Категории: Викарий, Новости

Великим постом Литургия с обязательным чтением Евангелия не совершается в будние дни, а во время богослужений в храмах читаются книги Ветхого Завета. Есть традиция в это время читать Ветхий Завет и дома. 

Но это не значит, что нельзя продолжать ежедневное чтение Евангелия, тем более что перед воспоминанием спасительных Страстей Господа и Спаса нашего Иисуса Христа мы должны прочитать все то, что предшествовало Его страданиям, должны еще раз вспомнить всю Его земную жизнь. Сделать это в первые три дня Страстной седмицы, как нам рекомендует Устав, получается не у всех, поэтому нужно постараться заново прочитать Евангелие за время Святой Четыредесятницы и первых трех дней Страстной седмицы. Вот что говорит о евангельском благовестии преп. Иустин Попович: «Евангелие, Благовестие – это Сам Христос. Это – каждое Его слово, каждая Его мысль, каждая Его слеза, каждая Его молитва, каждое Его воздыхание».

Из того, что совершил Христос, как мы с вами знаем, далеко не все вошло в текст Четвероевангелия. Апостол Иоанн Богослов говорит: Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Приобщение к евангельским словам – это приобщение к чему-то большему, чем просто слова, это приобщение к тому, что с трудом вмещается в обычные человеческие понятия и представления. За всеми переводами и толкованиями евангельского текста скрывается гораздо большее богатство, чем мы можем себе представить.

Святитель Григорий Нисский говорит, что человек, приобщившийся к евангельским блаженствам, приобщается вечному веселью, «о котором если кто скажет все, что может, не скажет по достоинству еще ничего».

Преп. Иустин (Попович): «Царство Божие не только приблизилось, оно уже здесь, на земле».

Здесь на земле оно в тех, кто принимает это благовестие и кто стремится исполнять заповеди Божии.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимо

Владыка Пантелеимон совершил Всенощное бдение в храме ап. Андрея Первозванного

23 января 2021 года, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом совершил Всенощное бдение в храме апостола Андрея Первозванного в Метрогородке.

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма иерей Михаил Кривошеев, благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, клирик храма иерей Андрей Шеломенцев, клирик храма диакон Владислав Павлушенко, клирик храма диакон Михаил Зуев, иерей Михаил Голубков, диакон Андрей Постнов.

По окончании богослужения Преосвященнейший Пантелеимон обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.

Когда мы собираемся на воскресное всенощное бдение, главное, что мы на нем слышим, – это чтение Евангелия. Сегодня читался 11-й отрывок из Евангелия от Иоанна, который рассказывает о явлениях Воскресшего Христа. Важно отметить и то, как заканчивается данное Евангелие: «Есть же и многое другое, что сотворил Иисус: если бы о всем том писалось, думаю, что и самому миру не вместить тех книг, которые стали бы писать» (Ин. 21:25).

Действительно, не все дела, которые Господь сотворил в период Своего пребывания на земле, вошли в Евангелие. Но для нас очень важно то, что Он и сейчас продолжает действовать в этом мире. Ведь наша с вами вера – это вера в Бога умершего, воскресшего, взошедшего на небеса и пребывающего с нами во все дни до скончания века. У каждого из нас – свой путь: кого-то Господь приглашает следовать за Собой, о ком-то у Него особый Промысел. Тем не менее, все мы призваны обрести общение со Христом, учиться все больше познавать Его каждый день нашей жизни.

Господь пребывает в этом мире тайно, как и во времена жизни на земле. Даже Его воскресение из мертвых – событие, поставленное во главу нашей Церкви, – произошло в тайне, так как Господь не являлся никому, кроме Своих учеников. И до сих пор Он пребывает с нами таинственно, что можно увидеть на примере Божественной Литургии. Завтра, во время совершения Евхаристии, хлеб станет Телом Христовым, а вино – Его Кровью. Причем эти хлеб и вино по вкусу ничем не будут отличаться от неосвященного хлеба и вина.

Во времена жизни Господа на земле многие люди Его не узнавали. Одни думали, что это человек, пророк, другие осуждали Его и говорили, что в Нем бес. Так что мы должны Бога благодарить за то, что нам открыта великая тайна Боговоплощения, тайна пришествия Его в этот мир. У нас с вами есть радость обладания этой тайной, которая дана для того, чтобы мы все больше и больше узнавали Христа, чтобы мы жили с Ним.

Мы приходим в храм не только потому, что там красиво поют и можно постоять в тишине, отвлечься от земных хлопот, помолиться перед иконой. Именно в храме, во время совершения Евхаристии, Господь отдает нам Свои Тело и Кровь, а Святой Дух сходит на предлежащие Дары и на каждого, кто открывает Ему свое сердце. В этом принятии Дара Духа Святаго мы, грешные и недостойные люди, преображаемся. Эта радость должна быть главной составляющей нашей жизни. Мы должны ее искать, преумножать, а если мы ее не чувствуем, то должны пытаться понять и уразуметь причину, должны усиленно очищать свое сердце, чтобы Господь мог в него войти. Он не может к нам прийти, если наше сердце находится за завесой греха, если оно осквернено страстями, если мы не исполняем Евангелие и не следуем Его словам – в этом случае Господь не может нам открыться.

Замечательно, что у нас есть возможность собираться вместе и пребывать с Богом. Не только на Литургии, но и на всех богослужениях является Царство Божие, нисходит благодать Святаго Духа. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Об этом нельзя забывать.

Я очень рад, что мы сегодня собрались в храме, где с нами пребывает Господь, радость Его воскресения, радость праздника Богоявления. Желаю вам всегда пребывать в этой радости и преумножать ее молитвой, делами, любовью. С праздником!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

24 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Владыка Пантелеимон совершил Всенощное бдение в храме на Семеновском кладбище

10 апреля 2021 года в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным округом возглавил Всенощное бдение под воскресный день в 4-ю Неделю Великого поста.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма архимандрит Августин Пиданов, духовенство храма, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, помощник благочинного диакон Дмитрий Камозин.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона:

Дорогие отцы, братия и сестры! Всегда очень рад возможности послужить в вашем храме, который я, почти 60 лет тому назад, помню еще обезображенным и оскверненным. Но приходя сюда теперь и видя его красоту и благолепие, слыша пение замечательного хора, участвуя в благоговейном служении, я очень радуюсь, что наша жизнь изменилась и мы сейчас можем созерцать красоту этого храма и участвовать в возрождении его святынь.

Очень благодарен отцу настоятелю и всем, кто потрудился над возрождением храма! Дай Бог, чтобы мы и дальше заботились о красоте наших храмов и наполняли их молитвой, красивым и благоговейным пением. Все это приобщает нас к Богу.

Когда я учился в школе, меня, как и многих из вас, учили не тому, чему должны были бы учить. Нам, так или иначе, внушали знания, которые противоречат Евангелию, Библии и основываются на атеистическом мировоззрении. С тех пор прошло 60 лет, и мы теперь имеем возможность приобщиться другим знаниям, которые дают пищу нашей душе, наполняют ее радостью, приобщают к вечной жизни.

Хотя нельзя не отметить, что мы живем во время информационной войны против добра, против Бога, продолжаются нападки на Церковь и христианскую веру, а в школах по-прежнему учат, что человек произошел от обезьяны. К сожалению, программы с тех пор мало изменились, и в школах с большим трудом удается говорить о Православии, да и делают это часто не священнослужители, а люди, которые порой сами далеки от Православия. В современном информационном поле, в интернет-пространстве очень много грязи и лжи, и они, так или иначе, на нас воздействуют. Мы сами не всегда замечаем, как подчиняемся мутному информационному потоку и верим всему тому, что нам внушают, небескорыстно и не без каких-либо целей. Поэтому для нас очень важно приобщаться к тем знаниям, которые хранит Церковь.

Сегодня мы празднуем память прп. Иоанна Лествичника, которая всегда совершается в 4 неделю Великого поста. Этот святой оставил замечательную книгу о том, как нужно восходить по лествице добродетелей, которую он расположил по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В «Лествице» рассказывается, как восходить от греха к Богу, как бороться со страстями, с чревоугодием (общая для всех нас страсть, с которой мы даже постом не всегда справляемся), с гордостью и тщеславием, сребролюбием, унынием (особенно поражающим нас сейчас, когда Бог посетил нас таким трудным испытанием, как пандемия).

Конечно, эта книга написана не для людей, живущих в мегаполисе в XXI веке, она написана для монахов, для тех, кто отвергся от мира, поэтому ее содержание начинается с описания тех ступеней, с которых человек должен начинать приобщаться монашеской жизни. Но в этом труде есть много полезного и для нас, несмотря на то, что мы не можем во всем подражать монашествующим. Мы живем в такое время, когда наш главный подвиг, как говорили святые отцы, будет заключаться в благодушном перенесении скорбей, а не в каком-то строгом аскетизме.

«Лествица» и другие святоотеческие творения, которые сейчас доступны как никогда, должны быть обязательной пищей для нашего ума, должны формировать наше сознание и мировоззрение. Каждый из нас может найти для себя полезные книги в разном формате, разных авторов, и тех, кто жил в «золотой век» святоотеческой письменности, и тех, кто жил недавно: книги прп. Паисия Святогорца, отца Иоанна Крестьянкина, письма новомучеников, оптинских старцев – все они должны стать для нас, особенно в пост, ежедневным чтением.

Книга Иоанна Лествичника, по Типикону, должна прочитываться в седмичные дни Великого поста на богослужении, но мы не каждый день бываем в храме и не всегда священнослужители, из-за наших немощей, могут удлинять службу. Но каждый из нас в оставшееся время поста обязательно должен приобщиться к тем святоотеческим писаниям, которые для нас оставлены.

Мы научились читать не только для того, чтобы следить за новостями в новостной ленте, но прежде всего для того, чтобы узнавать и понимать слово Божие и творения святых отцов, через которых действовал Святой Дух. Дух Святой через них учит нас тому, как мы должны жить.

Об этом нам всем нужно вспомнить в этот день воскресный, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Пусть каждый найдет для себя полезное чтение в книжной лавке, в интернете или у знакомых, и не только купит книгу и поставит ее на полку, но и обязательно прочитает. У многих из нас много дома различных книг, но мы их не открываем, говорим, что «нет времени».

Но время поста – это период, когда мы должны отказаться от наших привычек и обычного бездумного, легкого образа жизни, связанного только с заботами о житейском. В пост нужно обязательно приобщаться к удивительному духовному богатству, без которого наша душа не может существовать. Внешней красоте храма должны соответствовать наши возрожденные души. А душа каждого из нас –словесная. Не приобщаясь к словам Евангелия и святых отцов, мы не сможем нашу душу украсить и возродить. К примеру, чтобы возродить храм, можно нанять неверующих людей, пригласить искусных архитекторов и художников. Но чтобы возродить душу – нужен каждодневный труд каждого из нас, эта задача еще более трудная.

Дай Бог, чтобы в день памяти прп. Иоанна Лествичника каждый из нас вспомнил о необходимости поучаться в Божественном законе и у святых отцов умению бороться с грехами, навыку различать добро и зло, для того, чтобы этот пост не прошел для нас без пользы.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас! С праздником, с воскресным днем!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства


12 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх Кирилл поздравил епископа Пантелеимона с Днем Ангела

Его Преосвященству

Преосвященнейшему ПАНТЕЛЕИМОНУ,

епископу Орехово-Зуевскому,

викарию Патриарха Московского и всея Руси,

председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Ваше Преосвященство!

Сердечно поздравляю Вас с днем тезоименитства и молитвенно желаю доброго здравия, помощи Божией и преуспеяния в трудах на благо Святой Церкви.

Отрадно отметить, что, совершая служение в Первопрестольном граде, Вы неизменно стремитесь со тщанием и ответственностью исполнять все послушания, возлагаемые на Вас Священноначалием.

Особую признательность хотел бы выразить Вам за руководство Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, а также за вклад в развитие приходской жизни в Восточном викариатстве, вверенном Вашему попечению.

Предстательством Вашего небесного покровителя — святого великомученика и целителя Пантелеимона — да сохранит Вас Господь в крепости душевных и телесных сил на многая лета.

С любовью во Христе,

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКОЙ И ВСЕЯ РУСИ

9 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — УРОКИ ПРОТОДИАКОНА НИКОЛАЯ ПОПОВИЧА

В больнице святителя Алексия 12 апреля 2017 года умер от рака мой старый знакомый – отец протодиакон Николай Попович. 

Когда после крещения в 1984 году я пришел в храм на Преображенке и крестивший меня о.Владимир Полетаев благословил помогать в алтаре, то именно отец протодиакон (тогда просто Николай Петрович, старший алтарник) учил меня читать на церковно-славянском, ходить со свечой перед Евангелием и объяснил, что в алтаре, конечно, ближе к Богу, но как на передовой больше опасностей и искушений.

Когда я навещал его в больнице, он, мой бывший учитель, сумел и перед смертью дать мне несколько важных уроков. Об одном из них я и хочу вам рассказать.

Отец Николай очень горячо и восторженно говорил мне о трудах преподобного Иустина (Поповича) (1894 – 1979), его однофамильца – замечательного святого, богослова, жившего в XX веке в Югославии, претерпевшего много страданий от безбожных гонителей. Я тоже очень люблю преп. Иустина, но никогда не читал его толкования на Евангелие от Матфея, которое порекомендовал мне о.Николай. Я купил эту книгу (она, по-моему, еще не выложена в интернете) и открыл для себя замечательное объяснение Преподобным заповедей блаженства.

В своем толковании преп. Иустин основывается на творении свят. Григория Нисского о блаженствах, но не ограничивается его толкованиями и приводит мнения других святых отцов, излагая их замечательным языком, в удивительной поэтической форме. Я так увлекся чтением этой книги, что до сих пор не могу от нее оторваться и перечитываю ее снова и снова.

Я хотел бы поделиться с вами этим сокровищем, помочь узнать о заповедях, без которых невозможно узнать Христа.

Преп. Иустин Попович пишет, что в сравнении с новозаветным благовестием, с евангельскими словами о блаженной радости, все сказанное и написанное людьми «лишь печальное и трагичное горько-вестие.»

«Жизнь – проклятие, пока проживается она во грехе и смерти, то есть воспринимается как диавольская реальность. Но та же самая жизнь становится блаженством, как только начинает она восприниматься как Божественный дар, как Божественная действительность, как Божественная радость. Это происходит, если человек живет Божественными добродетелями, Божественными истинами, о которых Спаситель говорит в блаженствах. Воплощаемые в жизнь, они вытесняют из человека все греховное и смертное, воцаряя в нем добродетель и бессмертие и человек воспринимает и ощущает жизнь как блаженство».

Приобщаясь ко Христу, человек приобщается к другой реальности, светлой и радостной. И в той степени, в какой эта реальность наполняет его душу и сердце, вытесняется и все зло. Зло не уничтожается усилием воли, невозможно самому исправить последствия греха. Как тьму нельзя разогнать руками – нужно зажечь свет, так тьма наших грехов – неисправима и неизбывна, если душу не озарит Божественная благодать.

«Блаженство – это не какая-то далекая небесная реальность. Нет, оно начинается здесь, на земле, как небесная действительность, а затем вечно и бессмертно продолжается в самом Небесном Царстве».

Свят. Иоанн Златоуст пишет, что Свое «… учение Христос излагает не в виде … повелений, а в виде блаженств, делая … проповедь Свою занимательнее и для всех открывая поприще учения. … все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным – нет никакого препятствия к тому, чтобы тебе быть блаженным, если будешь иметь эту добродетель».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

22 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up