Иеромонах АФАНАСИЙ (Иванов Александр Сергеевич) — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Иеромонах АФАНАСИЙ (Иванов Александр Сергеевич) — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Опубликовано: 24 июля 2019

Категории:

Дата рождения:

24 сентября 1983 г.

Дата хиротонии:

21 июля 2013 г.

Дата пострига:

30 марта 2012 г.

День тезоименитства:

28 октября

Страна:

Россия

Биография:

Родился 24 сентября 1983 г. в г. Москве;  18 июня 1989 г. принял таинство св. крещения в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках г. Москвы; крещён в честь святого благоверного великого князя Александра Невского (память 23 ноября (6 декабря н.ст.)).

С 1990 по 1999 гг. обучался в Московской городской Люблинской гимназии г. Москвы; с 1999 г. по 2005 г.  обучался на экономическом факультете «МАТИ» – Российского Государственного Технологического Университета им. К. Э. Циолковского  (очно), квалификация – менеджер по специальности: «Менеджмент организации». После обучения на военной кафедре в ВУЗе присвоено звание лейтенанта.

С 20 июля 2004 г.  по 5 октября 2005 г. работал специалистом, по 16 июня 2006 г. – ведущим специалистом Административного управления ОАО «Банк Москвы».

С 2006 г. по 2011 г. обучался в Перервинской духовной  семинарии. С 2011 г. по 2013 г. обучался в Магистратуре МДА. С 2013 г. по 2016 г. обучался в Аспирантуре МДА. Кандидат богословия. Диссертация на тему: «Стилистические и риторические приёмы проповедей святителя Иннокентия (Борисова)».

Монашеский постриг совершен 30 марта 2011 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, ректором Московской духовной академии и семинарии с наречением имени в честь святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского (день памяти 15 (28 н. ст.) октября).

Рукоположен 11 апреля 2012 г. рукоположен в сан иеродиакона в Покровском храме Московской духовной академии Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским.

21 июля 2013 г. рукоположен в сан иеромонаха в Казанском соборе на Красной площади в Москве Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

С сентября 2013 года по настоящее время является преподавателем Нравственного богословия и Священного Писания Нового Завета Перервинской  духовной семинарии. С сентября 2016 года по сентябрь 2018 года нёс послушание помощника заведующего Церковно-археологическим кабинетом Московской духовной академии и богослужебные послушания в Покровском академическом храме МДА.

31 января 2019 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы.

Архиерейское богослужение в Косино

12 марта 2023 года в храме Живоносный Источник в Косино г. Москвы состоялось торжественное архиерейское богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово, иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, диакон Дмитрий Иванов, секретарь Комиссии по больничному служению диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, диакон Дмитрий Коновалов и приглашенное духовенство.

В проповеди Владыка упомянул о важности участия в Таинствах Церкви для каждого христианина и важности сохранения духовно-нравственных традиций нашего народа.

Пресс-служба Восточного викариатства

Фото: Сергей Миловидов

13 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Концерт колокольных звонов

Ежегодно в Москве в рамках «Пасхального фестиваля» (художественный руководитель – Валерий Гергиев) проходят концерты колокольных звонов. Храм Воскресения Христова в Сокольниках уже много лет является одной из концертных площадок.

25 апреля окрестности района Сокольники оглашались различными трезвонами, причудливыми мелодиями и трелями колоколов. Открыл концерт настоятель нашего храма протоиерей Александр Дасаев, приветствуя участников и слушателей концерта колокольного звона.

В программе прозвучали выступления профессиональных звонарей из разных городов России и Белоруссии:

Г.Светлаков и И.Карачев «Уральский вальс» (Екатеринбург);
К.Лютиков «Встречный Спиридоновский звон» (Екатеринбург);
Д.Дурандин «Волжский Костромской звон» (Кострома);
В.Котельников «Алексеевский звон» (Москва);
К.Горин «Одигитриевский звон» ( Смоленск);
О.Блохина «Подмосковный праздничный звон» ( Клин);
Л. Лебедев «Егорьевский звон в ростовской традиции» (Казань);
Э.Правоторов «Вальс колоколов» (Тверь);
Е.Корнуснов «Воскресный трезвон» (Набережные Челны);
Ю.Коренман «Будничный звон» (Витебск);
И.Турчинович «Всенощный звон» (Витебск);
К.Инок «Александровский звон» (Витебск);
М. Капранов «Петербургский звон» (Санкт-Петербург);
А.Иванов «Встречный звон» (Санкт-Петербург);
В.Маловечкин «Никольский звон» (Омск);
В.Волконский Софийский звон» (Великий Новгород).

Торжественные, плавные, мелодичные, легкие и по-древнему звучные и строгие — совершенно разные звоны, порадовали слушателей концерта и снова и снова возвестили главную весть нынешних дней — Христос Воскрес!

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Воскресения Христова в Сокольниках

26 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Проповедь Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Христос Воскресе!

Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем.

Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.

Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство — то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью.

Когда мы говорим о культуре, давайте не забывать, что культура связана с культом, с богослужением, то есть с духовным измерением человеческой жизни. Ну, а что происходит с культурой, когда ее отрывают от этого духовного измерения? Здесь мне можно остановиться и ни о чем не говорить. Каждый из нас, мои дорогие, видит это своими глазами. Люди с пронзительным зрением называют это культурным упадком. Люди, оценивающие это явление культурологически, пожимают плечами и также свидетельствуют: чем дальше современная культура отходит от духовной основы, от вертикального измерения жизни, от высшего Божественного начала, тем менее пригодной она становится для человека. Потому что если в результате конъюнктурного делания совершенствуются только разум и эстетическое чувство, а нравственное чувство человека разрушается, то мало пользы от такой культуры.

Сказанное становится очевидным, когда современный человек, часто далекий от тех мыслей, которыми мы сегодня делимся, начинает не столько рационально, сколько сердцем чувствовать, что что-то не так в той культуре, которая предлагает человеку вместо возвышенного идеала грех. Ведь когда культура предлагает человеку грех в качестве модели поведения, в качестве основного вектора человеческой жизни, когда грех романтизируется и предлагается не только как способ получать наслаждение и удовольствие, но и как непременное условие жизни современного человека, — тогда и происходит упадок культуры. Культура превращается в антикультуру, в разрушительную силу, истребляющую нравственное начало человека.

Совсем не такую культуру предложил нашим далеким предкам этот удивительный духовный тандем двух братьев — просвещеннейших мужей, энциклопедистов, филологов, историков, богословов, соединивших блистательную эрудицию с самым главным — непоколебимой верой и осознанием того, что культура только тогда становится плодоносной, когда она поднимает человеческий дух. А культура, низвергающая дух долу, становится страшной и разрушительной силой. Поэтому сегодня для многих людей, особенно работающих в сфере культуры, встает более чем серьезный, жизненно важный вопрос: а какой культуре они служат? А каков результат их участия в культурном делании?

Пусть день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поможет не только деятелям культуры, но и многим из нас ответить на вопрос: когда мы участвуем в некоем процессе — образования, воспитания — на какую культуру мы работаем? К чему мы направляем жизнь следующих поколений — к обладанию подлинной духовной культурой, возвышающей ум и нравственное чувство, или же, напротив, работаем на стороне той силы, которая используя антикультуру, разрушает человека, начиная с его души и сердца?

Да помогут святые равноапостольные Кирилл и Мефодий следовать их путем и нам, и Церкви нашей, и нашей системе образования, и культуре, с тем чтобы укреплялась духовная жизнь, чтобы человек возвышался над животным миром, чтобы все, что делается на этом поле брани, было направлено на разрушение зла и на укрепление начал духа и добродетели. Аминь.

25 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ: ИКОНЫ ПОБЕДЫ НАД СМЕРТЬЮ

Икон, фресок, мозаик Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают настроение участников одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано «прослезился Иисус». Марфа и Мария припадают к стопам Христа. Иудеи закрывают лица: боятся трупного запаха. Работники уносят крышку гроба. Мы намеренно отвлеклись от этих деталей и выбрали самые лаконичные изображения. На них только Христос, Лазарь и пещера гроба. Создатель и его творение. Идущий на страдание Господь и возвращенный им к жизни человек.

Большинство из скупых на эмоции изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от рельефов христианских саркофагов или настенных росписей в катакомбах. Более поздние византийские фрески и русские иконы сплошь многофигурные, сложные композиции. Мы поместили лишь одну сербскую фреску, в которой фигуры Христа и Лазаря доминируют и отделены от других. Однако традиция лаконичной передачи чуда сохранилась в прикладном искусстве и книжной миниатюре. Примером упрощения композиции в позднем церковном искусстве служит известный этюд М.В. Нестерова.
Подготовил материал Аресний ЗАГУЛЯЕВ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб в Риме. III в.
Воскрешение Лазаря
Христос («Добрый пастырь») и две сцены чуда; Чудо изведения источника ап. Петром в Мамертинской темнице и Воскрешение Лазаря. Передняя панель мраморного саркофага. 325-350гг.; Италия; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано 
Воскрешение Лазаря
Реликварий из Брешии, сцены Исцеления слепого и Воскрешения Лазаря, ок. 360 г., слоновая кость, Брешия, Музей Чивико.
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Боковая панель мраморного саркофага; Италия. Равенна; IV в.; Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Донце поминального сосуда; Италия. Рим; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано, стекло, золото. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Мозаика Базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в.; Италия. Равенна
Воскрешение Лазаря
Крещение Господне, Преполовение, Воскрешение Лазаря. Фрагмент золотого обручального кольца; Византия. Константинополь; VII в.; США. Вашингтон, Коллекция Думбартон-Окс (Dumbarton Oaks); 2.3 см.; гравировка (резьба), ковка, литье, чернь. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. ; Византия; XII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта; 4.3 x 9.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости. Надписи по-гречески: Гармония, [вокруг края рамки] Господи, помоги рабам Твоим, Петр(у) и Феодоте , по краям группы: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Инициал Т; Византия; XIII в.; памятник: Евангелиарий (ΑΕΙΒ, χγφ. αρ. 2); 31.5 x 24.5 см.; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря; Балканы. Сербия. Печь; XIII в.; Сербия, Косово, Печь Патриаршия. Храм во имя Святых апостолов. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Распятие Христово. Боковые регистры иконы; Византия. Константинополь; XIV в.; США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей, резьба по камню. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
М.В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. Этюд

8 апреля 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up