28 ноября 2024 года в музее-заповеднике «Дмитровский кремль» состоялась научная конференция «VII Звездинские чтения», приуроченная к 10-летию со дня открытия дома-музея сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского.
Чтения проходили в доме сщмч. Серафима. Конференция началась с молебна в домовом храме, которую возглавил Богослужение возглавил заместитель благочинного Дмитрий Скидаленко. На конференции прозвучали доклады о личности сщмч. Серафима и его духовном пути.
Тема единоверия была затронута на конференции в связи с воспоминанием об отце сщмч. Серафима, протоиерее Иоанне Гавриловиче Звездинском, благочинном всех единоверческих церквей Москвы.
Священник храма Св. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище иерей Борис Зыкунов рассказал о Московском Никольском единоверческом монастыре и его настоятеле архимандрите Павле Прусском (Ледневе). Примечательно то, что предки сщмч. Серафима, так же как и архимандрита Павла, были старообрядцами разных толков.
Отец сщмч.Серафима, прот.Иоанн Гаврилович Звездинский, благочинный единоверческих церквей Москвы, отпевал в Никольском храме архим. Павла (Леднева) в 1895 г. и профессора МДА Николая Субботина в 1905 г., похороненных за алтарем храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.
Чтения проходили в необычайно дружеской обстановке. Хочется выразить благодарность организаторам мероприятия и сотрудникам дома-музея сщмч. Серафима Звездинского за тёплый прием.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Св. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище
Синодальный отдел по делам молодежи приглашает к участию в обсуждении и выработке стратегии развития молодежного служения в Русской Православной Церкви на 2020-22 годы руководителей епархиальных молодежных отделов, духовников молодежных организаций, ответственных за молодежное служение в регионах, а также всех желающих, интересующихся молодежным служением.
В рамках мероприятия состоится награждение грамотами Федерального агентства по делам молодежи, приуроченное ко Дню российской молодежи, а также благодарственными письмами Синодального отдела по делам молодежи.
По итогам онлайн-совещания рабочей группы 25 июня утвержден следующий список модераторов дискуссий, ответственных за формирование итогового документа «Стратегические направления и приоритеты», который будет принят 30 июня:
«Пути взаимодействия государственных органов по делам молодежи и епархиальных молодежных отделов» — Яна Карельская, координатор по связям с государственными органами отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии;
«Стратегия развития молодежного служения в России и за рубежом, а также всецерковного православного молодежного служения» — Анна Сологубова, секретарь отдела по делам молодежи Тихвинской епархии;
«Новый виток развития молодежного добровольчества в условиях пандемии» — Анастасия Рисова, пресс-секретарь Координационного центра молодежного служения в Северо-Западном федеральном округе;
«Организация и проведение молодежных мероприятий в формате онлайн» — Александр Тихонов, заместитель председателя отдела по делам молодежи Петрозаводской епархии;
«Подростковые клубы как яркое направление молодежной работы» — Григорий Оханов, председатель Ассоциации православных молодежных общин Санкт-Петербурга «Керигма»;
«Работа со студенческой молодежью» — Анастасия Герасимова, руководитель PR-отдела молодежной организации #Жизнь.
Онлайн-дискуссии пройдут на платформе Zoom, ссылки и инструкции для участия будут высланы всем зарегистрировавшимся на мероприятие. Зарегистрироваться для участия в форуме можно по ссылке.
В Прощеное воскресенье (в 2017 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).
— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.
Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА
Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия. Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.
25 декабря в здании мэрии на Тверской мэр Москвы Сергей Собянин вручил государственные награды и награды города Москвы жителям столицы. Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» был награжден председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель православной службы «Милосердие» и Больничной Комиссии Московской епархии епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Награду епископ Пантелеимон получил за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и москвичей, большой личный вклад в реализацию социально значимых и благотворительных проектов, организацию работы по оказанию помощи и духовной поддержки пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Епископ Пантелеимон не раз ходил в «красную зону» поддержать самых тяжелых больных, отметил Сергей Собянин.
Фото: Пелагия Замятина для пресс-службы Синодального отдела по благотворительности
«Я расцениваю эту награду как высокую оценку того, что делает сейчас Церковь, наши больничные священники, которые посещают больных дома, в больнице, «красной зоне», — сказал епископ Пантелеимон. – При поддержке Департамента здравоохранения города Москвы мы подготовили специальную группу больничных священников. Они соблюдают все правила, знают, как одевать СИЗы, знают, как вести себя в «красной зоне». Мы приготовили специальный регламент посещения тех, кто находится в «красной зоне». Священники из специальной группы посещают больных и наряду с врачами несут служение в ковидных отделениях больниц. И наши православные добровольцы приходят к людям, которые находятся на изоляции, помогают бездомным. Это награда – признание наших общих трудов».
Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон поблагодарил не только за награду, но и за возможность разделить благородный труд врачей. «Коронавирусная инфекция часто действует на сознание и душу человека. И здесь нужна помощь не только психиатра, но и духовного человека, который смог бы утешить и поддержать. И я вам благодарен, что мы можем участвовать в этом общем деле помощи людям».
Фото: Пелагия Замятина для пресс-службы Синодального отдела по благотворительности
Отдельно епископ Пантелеимон затронул вопрос о необходимости создания в России института больничных капелланов. «Я надеюсь, что в нашей стране появится такой корпус больничных капелланов, который есть во многих странах мира, когда представители традиционных конфессий вместе с врачами оказывают помощь нуждающимся», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности.
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что 2020 год был непростой, он стал испытанием для всех горожан. «Меня часто спрашивают, как городу удается справляться с этой ситуацией, с которой многие города мира не смогли справиться. Конечно, это стало возможным, потому что все городское сообщество, москвичи вместе плечом к плечу встали на борьбу с этой заразой. Не было ни одной отрасли, которая бы не подключилась к этой сложной работе. Все помогали в той или иной мере. Мы бы по отдельности ничего не сделали», — подчеркнул Сергей Собянин.
Он также поздравил всех, кто получил награды, и поблагодарил их за личный вклад на благо города Москвы. «Люди разных профессий, разных возрастов, но их объединяет любовь к нашему городу, любовь к нашей стране, и, конечно же, к своей профессии, которой вы посвятили свои жизни, огромное вам спасибо», — сказал Сергей Собянин.
Вопрос посещения священниками пациентов с коронавирусом в больницах приобрел особую актуальность. 20 ноября эту тему обсуждали Святейший Патриарх Кирилл и президент В.В. Путин: Президент поблагодарил Патриарха и всех священников за их пастырский труд в период пандемии.
За последнее время председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Святейшего Патриархаепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон навестил пациентов с коронавирусом в больнице в Коммунарке, в 52-й больнице Москвы, во временном госпитале в ТЦ «Москва» и на ВДНХ, а также в Госпитале для ветеранов войн в Санкт-Петербурге.
С апреля при Синодальном отделе по благотворительности действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В спецгруппе 20 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение.
Со 2 апреля по 25 декабря только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 1067 выездов: 449 — на дом, 618 — в больницу. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.
Больничная Комиссия Московской епархии организовала работу круглосуточного телефона +7-903-660-30-40. По этому номеру человек с коронавирусом в Москве может оставить заявку о совершении Таинств исповеди, соборования и причастия на дому или в больнице.
Сейчас в Москве большинство вызовов — в больницу, и в основном люди просят прийти к умирающим в реанимации. В среднем в день в Москве от 5 до 10 выездов священника. Также священники посещают людей с коронавирусом в других регионах.
При участии эпидемиологов в начале апреля Синодальный отдел по благотворительности разработал правила совершения треб на дому и в лечебных учреждениях при посещении людей с коронавирусом. Эти правила были разосланы во все епархии. Также сотрудники Синодального отдела по благотворительности записали обучающие видео для священников по использованию СИЗ. 3496 комплектов индивидуальных средств защиты направил Синодальный отдел по благотворительности для священников в 109 епархий для посещения больных с коронавирусом.
Церковь оказывает не только духовную помощь людям, пострадавшим от коронавируса.
С июня более 39 тысяч нуждающихся в 54 епархиях в России, Киргизии, Молдавии, Филиппинах и Восточном Тиморе получили продуктовую помощь от Синодального отдела по благотворительности. Эта помощь была приобретена на средства, собранные Синодальным отделом по благотворительности при поддержке сайта Милосердие.ру.
В России работают более 90 церковных приютов для бездомных, и в них фиксируется рост числа обращений на фоне пандемии.
18 июля 2022 года, в день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой, в Марфо-Мариинской обители милосердия пройдут торжества по случаю престольного праздника.
Раннее богослужение будет совершено в расположенной в саду обители часовне, которая освящена в честь преподобномученицы Елисаветы.
Позднюю Божественную литургию в Покровском соборе возглавит председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон.
В саду пройдет концерт Духового квинтета Большого театра России. В программе — произведения русских композиторов: фантазии на темы «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова, «Пиковой дамы» и «Щелкунчика» П.И. Чайковского.
Дом-музей великой княгини Елисаветы Феодоровны подготовил к знаменательной дате экскурсию «Часовня великой княгини Елисаветы Феодоровны. По следам истории нач. XX в.». Посетить экскурсию в часовне, которая открывается для посещения всего дважды в год, смогут все желающие.
В течение дня на территории обители будет проходить благотворительная ярмарка изделий ручной работы. Все собранные средства будут направлены на помощь детям-подопечным монастыря.
Праздничный день завершится лекцией-встречей «Христианин в современном мире» с насельником Сретенского ставропигиального мужского монастыря, специалистом по истории и культуре Сербии, членом Союза писателей России иеромонахом Игнатием (Шестаковом). Как быть христианином сегодня? Как сохранить мир в душе и милосердное отношение к людям? Каких подмен христианства в современном мире стоит остерегаться? — главные темы встречи. Лекция пройдет в Голубой гостиной. Начало в 19.00. Для посещения требуется предварительная регистрация.
Каждого гостя обители в этот день ждет памятный подарок.