Прихожане Метрогородка посетили Калужские святыни — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Прихожане Метрогородка посетили Калужские святыни

Опубликовано: 1 июня 2024

Категории: Новости

25  мая состоялась паломническая поездка прихожан Храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке г. Москвы в Спасо-Преображенский женский монастырь на реке Угре и Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Калужская Свято-Тихонова пустынь).

В Калужской Свято-Тихоновой пустыни паломники посетили необычайной красоты храмы и ознакомились с эксонатами Музея-диорамы «Великое Стояние на реке Угре». Работы выдающихся художников, представленные на экспозиции, вызвали чувство восхищения героизмом и отвагой воинов российских. Особое впечатление в сердцах гостей оставил храм-часовня, построенный на месте дуба, в дупле которого молился Святой Тихон Калужский.

Участники поездки также смогли вознести молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице и Святым Заступникам перед чтимыми образами, набрать воды из живоносных источников и увидели чудо мироточения иконы Двенадцати святых Целителей.

В завершение экскурсии паломники поделились с отцом Михаилом и организатором поездок Натальей Ивановной восторженными отзывами, рассказали о благодатном настрое на добродетельную жизнь, выразили сердечную благодарность и пожелали доброго здравия всем причастным к столь важному делу. 

Пресс-служба Восточного викариатства и Патриаршее Подворье при храме св.ап. Андрея Первозванного в Метрогородке

В Учебном центре больницы свт. Алексия открылись курсы добровольцев «красных зон»

7 июля 2021 года в столичной Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, открылись курсы добровольцев «красных зон» стационаров, организованные Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы и Учебным центром больницы святителя Алексия при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

На курсы подали заявки более 450 человек. С волонтерами первого потока обучения встретился председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон. В открытии курсов также приняли участие руководитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Евгений Стружак и начальник Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения г. Москвы Светлана Браун.

«Поскольку количество больных с коронавирусом растет, многие московские больницы обратились к нам с просьбой оказать помощь в уходе за пациентами в «красных зонах» силами добровольцев. И речь не о том, что в московских больницах не хватает людей, а о том, чтобы сделать жизнь больных комфортнее, помочь им. Любви и заботы никогда не бывает много. Больные нуждаются в нашей помощи и утешении», — сказал епископ Пантелеимон, открывая курсы.

Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что у Церкви в настоящее время есть возможность организовать добровольческую помощь в «красной зоне». «В церковной больнице святителя Алексия работает лицензированный Учебный центр. В нем готовят младших медицинских сестер по уходу за больными. И мы сейчас будем использовать эти курсы для подготовки добровольцев, которые будут помогать в больницах, в том числе и в ковидных госпиталях», — сказал епископ Пантелеимон.

Архиерей также подчеркнул, что во многих западных странах есть больничные капелланы, которые оказывают помощь пациентам больниц постоянно. «К сожалению, в России пока не создали институт больничных капелланов. Сейчас идет об этом речь. У нас уже есть военные священники, есть такие капелланы в тюрьмах. И во всем мире есть и больничные капелланы. Они входят в состав учреждения здравоохранения и помогают психологически, духовно пациентам больниц. На западе проводили исследования, в которых говорится о том, что когда человеку оказывается духовная поддержка, то он и выздоравливает лучше».

Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Евгений Стружак отметил, что Русская Православная Церковь с самого начала, как только началась борьба с пандемией, включилась в совместную работу. «Плечом к плечу вместе с социальными работниками, с медицинскими работниками в ковидных госпиталях трудятся и представители волонтерского корпуса Русской Православной Церкви. В «красную зону» приходят и священнослужители, несмотря на всю опасность, которой они себя подвергают, и оказывают большую психологическую помощь, поддерживают людей», — рассказал Евгений Стружак.

Начальник управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения г. Москвы Светлана Браун напомнила о том, что с начала пандемии в Москве подготовлена группа добровольцев-священников, которая вошла в состав МРО ВОД «Волонтеры-медики» для посещения больных пациентов с COVID-19. «В рамках соглашения, заключенного с Синодальным отделом по благотворительности, и в первую, и во вторую волну мы обеспечивали доступ в «красные зоны» священникам из специальной группы, предварительно обучив их эпидемиологической безопасности. В сложный период всегда возрастает потребность в духовной поддержке и помощи. И мы видим, что это дает силы больным, помогает им выздоравливать», — сказала Светлана Браун.

Она также отметила, что добровольческая помощь в ковидных госпиталях Москвы по-прежнему востребована. «Медики работают в условиях высокой нагрузки, и добровольческая помощь бесценна. Поговорить с пациентом, успокоить и утешить, покормить и подать воду, провести гигиенические процедуры — это все требует больших затрат времени и усилий. И мы очень рады такой помощи. И, безусловно, это уникальный опыт. В Москве это единственные такие курсы для гражданского населения, однако не стоит забывать о рисках. Вирус мутирует, становится более агрессивным и контагиозным, поэтому задача медиков обучить добровольцев правилам соблюдения эпидемиологической безопасности, в том числе правилам использования СИЗов. И ответственному отношению к вакцинации, как единственному средству защиты себя и окружающих», — отметила Светлана Браун.

Основной темой беседы председателя Синодального отдела по благотворительности с волонтерами стала тема понимания смысла страданий. «Ваша любовь, которую вы принесете в реанимации, поможет людям преодолеть часто невыносимые страдания, которые они там переживают. Но если мы собираемся идти в «красную зону» и помогать людям, мы должны обязательно сами постараться приблизиться ко Христу. Вера во Христа, единение с Ним — это то, что может помочь пройти и через все страдания. И это то, что поможет нам не уйти с этого пути помощи больным», — подчеркнул епископ Пантелеимон, обращаясь к слушателям курсов.

Архиерей рассказал также о тех трудностях, с которыми добровольцы могут столкнуться в реанимации и как можно постараться эти трудности преодолеть.

На первом занятии для волонтеров также прошел мастер-класс по использованию средств индивидуальной защиты.

Программа курсов включает три дня обучения — 12 академических часов. Волонтерам расскажут, как общаться с пациентами, как пользоваться средствами индивидуальной защиты, проведут занятия по основам ухода. Затем они пройдут практику в «красной зоне» одного из ковидных госпиталей Москвы. По окончании обучения выпускники будут прикреплены к московским больницам в качестве волонтеров.

Стать добровольцем «красной зоны» можно, заполнив анкету. Телефон для справок: +7 (903) 660-30-40 (в будние дни с 10.00 до 19.00).

С января, по согласованию с руководством больниц, в нескольких ковидных стационарах Москвы православные волонтеры помогают пациентам принимать пищу, обеспечивают простой гигиенический уход, беседуют с пациентами, помогают им связаться с родственниками.

Также при Синодальном отделе по благотворительности с апреля 2020 года действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В специальной группе 30 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение. Просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7 (903) 660-30-40.

Со 2 апреля 2020 года по 8 июля 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 2834 выезда. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-uchebnom-centre-bolnicy-svyatitelya-aleksiya-otkrylis-kursy-dobrovolcev-krasnyx-zon-stacionarov.html

9 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Крестным ходом к месту строительства на Соколиной горе

20 января, в понедельник, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме Сергия и Варвары (Островских) состоялась Божественная Литургия, совершен молебен на начало возведения основного храма преподобного Александра Свирского на Соколиной горе с Крестным ходом к месту строительства. Богослужение совершил настоятель строящегося храма, иерей Василий Щур, обратившийся затем к собравшимся с пастырским словом.

«Кто побывал в Иерусалиме, на Святой Земле и видел, где жил пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, тот ужаснется. Там, где он провел жизнь, беспрерывно соблюдая строжайший пост и самоотверженно служа людям, мы с вами сможем выдержать от силы несколько дней. Креститель Господень Иоанн был последним пророком, закрывшим Завет Ветхий и начавшим Завет Новый, ибо наставлял в жизни праведной великое множество людей, не имея писанного Евангелия, которое приоткрывал ему Сам Господь. Всю жизнь служа Господу, Иоанн Креститель бесстрашно обличал сильных мира сего, перед которыми трепетали его современники, и умер за Христа, будучи усеченным мечом «,– рассказал прихожанам отец Василий.

«Сейчас будем служить молебен на начало строительства, — сказал отец Василий. — Мы пять лет этого ждали, пять лет к этому шли. Нижний, «крестильный» храм будет освящен в честь Крестителя Спасова Иоанна. То есть сегодняшнее 20 января — это будет наш престольный праздник. Просим ходатайства Иоанна Предтечи пред Господом, чтобы мы благополучно начали и успешно, без препятствия со стороны злых сил смогли возвести этот храм — чтобы это был прекрасный дом Божий, войдя в который человек забудет о земных страстях и о грехе». 

Дальше батюшка обратился к строителям: «Представьте себе, что вы строите храм в честь вашего Небесного покровителя. Как вы его должны строить? Лучше чем свой дом! Построить храм, который потом будет стоять веками – это не только дело всей моей жизни. Все наши прихожане усиленно молились, чтобы Бог помог и указал нам строительную компанию: чтобы не мы вас выбрали, а Он избрал. Возведенный храм будет всегда напоминать тем, кто туда придет, о всех нас, положивших на его строительство ту или иную часть своей жизни». Батюшка попросил прихожан усиленно молиться за Ивана Николаевича, начальника участка Владимира Петровича, за генерального директора Александра Васильевича и всех, кто начинает возводить храм, в котором через Крещение родится в жизнь вечную множество людей.

Отец Василий особым образом благословил участвующих в Богослужении строителей возложением Евангелия. Отец настоятель пожелал им помощи Божией и особого заступничества святых Иоанна Крестителя и Александра Свирского, попросил соработать Господу через строительство храма достойно, с благоговением и любовью, дабы снискать Его благодать. После чтения молебна, участники Крестного хода вышли во двор и обошли место, где начинается стройка.

Батюшка окропил землю и собравшихся крещенской святой водой. По окончании Богослужения батюшка пригласил Ивана Николаевича и Владимира Петровича на первую планерку, в ходе которой, в частности, обсуждалось внесение последних уточнений в планы строительства.

Помощи Божией строителям и крепкой молитвы всем нам — так неоднократно говорил батюшка в ходе проповеди, обращаясь к нам, прихожанам: «Господи, благослови начать строительство храма и не ослабевать в молитвах. Все мы помним, как долго дело двигалось к началу строительства, и вот – оно началось! Рассуждая по-светски, результат достигнут, в то время как человек верующий должен прежде остального заботиться о чистоте сердца и искренности намерений. Поэтому всем нам надо продолжать усиленно молиться. Посильное участие в строительстве храма Божия обновляет душу, предуготовляя ее для жизни вечной, но может и, наоборот, испортить человека, если он вдруг сведет все к одной только стройке».

23 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

12 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх вручил награды троим клирикам Восточного викариатства

19 августа 2021 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: епископ Мытищинский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

В храме присутствовал председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриарших богослужений. Также трансляция осуществлялись на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии, Патриарших подворий вне г. Москвы, синодальных отделов, ставропигиальных приходов и монастырей были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»

1. игумен Мануил (Литвинко), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Херувимской песни»

1. протоиерей Григорий Авраменко, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Сабурове;
2. протоиерей Александр Немченко, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Троекурове;

права ношения наперсного креста с украшениями

1. протоиерей Павел Дорофеев, настоятель храма преподобномученицы Елисаветы — Патриаршего подворья в Восточном Измайлове;

права ношения палицы

1. иеромонах Стратоник (Маторин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
2. протоиерей Сергий Богомолов, клирик храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище;
3. протоиерей Владимир Строилов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове;

права ношения наперсного креста золотого цвета

1. иеромонах Палладий (Быстров), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
2. иерей Александр Косых, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья на Люберецких полях;
3. иерей Димитрий Лактюхин, клирик Богоявленского кафедрального собора;
4. иерей Андрей Сомов, клирик храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в г. Балашихе Московской области;
5. иерей Владимир Алёшков, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии;
6. иеромонах Никон (Париманчук), насельник Сретенского ставропигиального монастыря;

права ношения набедренника

1. иерей Михаил Негря, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном;
2. иерей Борис Векленко, клирик храма преподобного Сергия Радонежского — Патриаршего подворья в Гольянове;

права ношения двойного ораря

1. диакон Никита Стратилат, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицкой Слободе — московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

По традиции в праздник Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение плодов нового урожая.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Преображение Господне; летний радостный праздник, связанный в культурных традициях нашего народа с освящением и вкушением новых плодов. Обычно в этот день достаточно хорошая погода, и солнечный свет, летнее тепло, согревающее тело и радующее душу, создают совершенно особую атмосферу этого праздника, подчеркивая большое духовное и спасительное значение того события, в честь которого он установлен.

Евангелие повествует о том, что после шести дней Господь взял ближайших Своих учеников — Петра, Иакова, Иоанна — на гору и преобразился перед ними (Мф. 17:1-9). Что же произошло шестью днями ранее? А произошло нечто очень важное, без чего вряд ли могло быть и Преображение Господне (Мф. 16:13-23). Господь спросил Своих учеников: «А за кого Меня почитают люди?» И они стали перечислять, за кого народ Его почитает, но все это было очень далеко от истины. Поэтому Спаситель и спросил их: «А за кого вы Меня почитаете?» И тогда Симон Петр от самого себя и, конечно, от лица всех, ибо его слова не были оспорены, говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Христос, то есть Мессия.

Какой силой Петр мог произнести эти слова? Конечно, силой Божией — провозгласить эту истину Петр мог только по вдохновению свыше. Действительно, Господь совершал чудеса, но ведь все знали, что Он из Назарета, знали Его Мать, знали Его сродников. Нам трудно представить, как относились тогда люди к Иисусу из Назарета. Для нас Он Сын Божий, Которого мы прославляем в богослужениях, в молитвах, Которому поклоняемся, лобызая Его честные изображения, преклоняя колени пред Его крестом. Почитание Спасителя вошло в плоть и кровь рода человеческого через Церковь, и для каждого верующего человека это естественно, это понятно, это объяснимо. Но как же невероятно трудно, а, может, и невозможно, было бы для апостола исповедовать в Иисусе из Назарета Мессию, Спасителя мира, если бы не внушение свыше! И это исповедание Иисуса Спасителем мира является показателем отношения человека к Богу и ко всей христианской традиции. Мы знаем, что сейчас большинство ученых не отвергают сам факт исторического бытия Человека по имени Иисус, но очень многие из тех, кто признает Его историческое бытие, не считают Иисуса Сыном Божиим, то есть неверие иудеев и сегодня существует в роде человеческом. Но те, кто признает Иисуса из Назарета Мессией, Господом и Спасителем, все исповедующие эту веру и принадлежащие Церкви Божией, являются последователями и наследниками святых апостолов, а это означает, что Церковь, именующаяся Апостольской, призвана непрестанно свидетельствовать миру, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель мира.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «Если вы причащаетесь Тела и Крови Спасителя, если вы призываете Его имя в своих молитвах, если вы стремитесь следовать Ему, то вы свидетельствуете о том, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира». Это свидетельство есть наивысшая ценность и одновременно огромная обязанность каждого крещеного человека, а если слово «свидетельство» перевести в понятные нам категории, то оно означает в первую очередь нашу личную веру в Спасителя, в Господа Иисуса. Это означает нашу молитву к Нему, потому что без молитвы нет связи с Богом, нет связи с нашим Спасителем, и означает, конечно, употребление всех возможных усилий, чтобы стараться жить в соответствии с тем, чему научил нас Господь и Спаситель.

И сегодня, вспоминая прославление Спасителя на горе Фавор, явление Его в Божественной славе в присутствии ветхозаветных пророков, в присутствии апостолов, мы соучаствуем в этом праздновании. И это не только традиция церковная и национально-культурная, но и событие, которое должно быть исполнено для нас великого смысла. Мы с вами, поклоняясь Преображенному Спасителю, пребываем в том самом ряду пророков и апостолов, которые провозглашали Его Мессией, Спасителем мира, и для нас это не только хранение веры, несмотря на не вполне благоприятные обстоятельства современного мира, не только умозрительная убежденность в существовании Бога и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, но еще и жизнь в соответствии с этой убежденностью.

И да помогает нам Господь хранить веру в Спасителя мира, преобразившегося на горе Фавор пред святыми Своими учениками, апостолами, но более всего да вспомоществует нам сила Божия в том, чтобы продолжить апостольское служение, храня веру православную в своих сердцах, храня веру православную в народе нашем и стремясь жить в соответствии с заветами Спасителя и в соответствии с теми предначертаниями, которые дарует нам Церковь Христова, продолжающая великое и спасительное дело своего Учителя и Господа — преобразившегося на Фаворе Иисуса Христа. Аминь».

В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил прихожан с 25-летием освящения нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя и благословил верующих.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5836719.html

21 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up