14 декабря родители учащихся ЧОУ «Православная школа Косинская» получили ежегодную городскую премию «Крылья аиста»
В Красном зале мэрии Москвы прошло вручение ежегодной городской премии «Крылья аиста» за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова вручила ее трем семьям москвичей, включая семью Евгения Владимировича и Оксаны Викторовны.
Оксана Цурикова и ее супруг Евгений Романов стали приемными родителями семь лет назад. У них четверо кровных и пятеро приемных детей. Оксана и ее супруг мечтали о приемной дочке, но оказалось, что у девочки есть брат и сестра. Супруги приняли в семью всех троих. Никите, старшему из них, сейчас 14 лет. Мальчик любит гулять, кататься на велосипеде, скейтборде, самокате и иногда на роликах, а также играет в школьной футбольной команде. 11-летняя Надя увлекается рукоделием: росписью по дереву, шитьем, валянием из шерсти. А девятилетняя Настя очень любит творчество: рисует, занимается в театральной студии и танцует.
В конце прошлого года Евгений и Оксана поняли, что готовы стать родителями и для других детей-сирот, и приняли в семью еще двоих ребят. Девятилетний Илья — очень разносторонняя личность, увлекается английским языком, театральным мастерством, плаванием, рукоделием. Пятилетняя Ева, его сестренка, вместе с Настей начала заниматься хореографией и сочиняет свои первые стихи. Оксана возглавляет актив приемных семей округа, делится своими знаниями с теми, кто только вступил на путь усыновления и опекунства.
Приемные семьи получили памятные статуэтки за авторством народного художника России Александра Рукавишникова, денежные премии, дипломы и нагрудные знаки.
3 июля в девятый день со дня кончины протоиерея Валентина Султана на его могиле настоятелем храма Воскресения Христова в Сокольниках была отслужена панихида, за которой молились духовенство, родные и близкие, духовные чада и прихожане храма и все кто желал почтить память отца Валентина.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
Портал Милосердие.ru запустил рождественскую акцию «Добрые мысли творят чудеса!». На сайте акции можно выбрать красивую необычную открытку, получить ее за небольшое пожертвование и отправить электронной почтой друзьям и знакомым.
Ангелы, волхвы-звездочеты с дарами, спешащие за звездой Рождества, императрица Екатерина Великая на балу на фоне Петергофа, солдаты-павловцы, чьи медные шапки напоминают елку, морозный рождественский пейзаж — эти изображения созданы специально для портала Милосердие.ru в сказочном и историческом русском стиле художником Русланом Трофименко. На каждой открытке помещена цитата из произведений христианского писателя, поэта или трудов святых — святителя Луки Крымского, Исаака Сирина, Паисия Святогорца, Григория Богослова, митрополита Антония Сурожского, оптинских святых и других отцов Церкви.
«Акция похожа на волшебную лотерею, в которой все билеты счастливые. Из коллекции добрых мыслей можно выбрать для себя то, что тебя особенно утешит и порадует, — рассказала фандрайзер портала Милосердие.ru Наталия Шиповских. — Открытка, которую получат участники акции, станет напоминанием о сделанном добром деле. А еще можно переслать ее друзьям, чтобы поделиться радостью и поздравить с праздниками».
Средства, собранные в ходе акции, будут направлены на обеспечение работы портала; каждый пожертвованный на работу редакции рубль приносит 3,5 рублей на адресную и системную помощь нуждающимся, сборы для которых ведет портал Милосердие.ru.
Акция продлится до 20 января 2022 года и работает следующим образом:
участники выбирают праздничную мысль-открытку, нажав на любую из карточек на сайте;
превращают добрую мысль в доброе дело, поддержав портал Милосердие.ru небольшим пожертвованием;
получают открытку с доброй мыслью-цитатой на электронную почту.
Милосердие.ru — проект службы помощи «Милосердие», социальное СМИ, у которого более миллиона читателей ежемесячно. Миссия портала — вдохновлять на добрые дела, просвещать и утешать. Как сайт прямой помощи Милосердие.ru собирает средства для нуждающихся. В 2020 году портал собрал 112 млн рублей малообеспеченным, оказавшимся в беде, тяжелобольным, пожилым, многодетным. За 17 лет работы портал организовал адресные сборы почти на 800 млн рублей и помог более чем 2000 человек.
5 июня 2022 года после ранней Божественной литургии прихожане храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках с настоятелем иеромонахом Афанасием совершили паломническую поездку в древний русский город Ярославль.
Во время поездки паломники посетили: — Свято – Введенский Толгский монастырь. Экскурсия по монастырю (в настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. Введенский собор – построен в 1681–1683 гг. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Самый древний из монастырских храмов – храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1625 г. Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, построен в 1672 году. Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский) построен в конце XVII — начале XVIII века. Храм в честь святой великомученицы Варвары построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Святыни монастыря: чудотворная Толгская икона Божией Матери, явленной в 1314 году; частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа; мощи святителя Игнатия Брянчанинова; чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса» и другие святыни.
– Казанский монастырь. (храмы монастыря: Казанский собор, в 1609–1610 годах была построена первая деревянная Казанская церковь, современное здание собора строилось с 1835 по 1838 годы; храм во имя Сретения Господня – построен в 1881 году; храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – построен в 1821 году.
Святыни монастыря: чудотворный список Ярославской Казанской иконы Божией Матери, чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского; мощевики с частичками мощей угодников Божиих.
– Церкви Ильи Пророка (была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом и возведена в 1647–1650–х годах). В храме три придела: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии – частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (так называемых эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага);
– Церкви Спаса на Городу (свое название получила, так как располагалась на «городском торгу». После опустошительного пожара в 1658 году, когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 году. Имеет 3 придела. Святыни храма: икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; фресковый образ Всемилостивого Спаса (17 век), икона Святой Троицы с желудем от Мамврийского дуба, икона – мощевик «Всех святых» с изображением по центру иконы Божией Матери «Всецарица» и около 1000 образов святых угодников Божиих, икона– мощевик всех Киево–Печерских святых, икона– мощевик «Умягчение злых сердец», чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума»;
– Успенского кафедрального собора (первый каменный храм Ярославля, расположенный на Стрелке Волги и Которосли, освящен в 1219 г.) Святыни храма: Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев;
– Храм Ильи Пророка.
В Толгском женском монастыре о. Афанасию и прихожанам благословили совершить молебен у древней Толгской иконы Божией Матери.
Прикосновение к древним святыням христианства на Руси оставило неизгладимое впечатление на прихожан.
После посещения храмов была организована небольшая прогулка по набережной Ярославля, в конце которой паломники посетили новую стрелку, где сливается великая русская река Волга со своим притоком Которослью.
Информационный источник: храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках