Патриарх Кирилл: встреча Президента России с историками и представителями религий — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриарх Кирилл: встреча Президента России с историками и представителями религий

Опубликовано: 5 ноября 2022

Категории: Новости

4 ноября 2022 года, в День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России.

В мероприятии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Перед началом встречи глава государства осмотрел экспозицию «Украина. На переломах эпох», открытую в «Манеже» в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и объединяющую уникальные фотографии, видео- и киноматериалы, географические карты и архивные документы за большой исторический период: от основания Древнерусского государства до современных событий.

Среди участников встречи были: помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, президент Российской академии образования, доктор исторических наук О.Ю. Васильева, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель Ассоциации исторических парков «Россия — моя история» И.В. Есин, вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН, член президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Ю.А. Петров, директор Луганского краеведческого музея, председатель отделения Российского исторического общества в Луганской Народной Республике, член межмузейной рабочей группы для сбора материалов по истории специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины А.В. Рубченко, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН, член правления Российского исторического общества А.В. Сиренов, ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества А.О. Чубарьян и др. Также участвовал председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Обращаясь к собравшимся, В.В. Путин, в частности, сказал:

«Поздравляю вас и всех граждан нашей страны, всех граждан России с этим праздником, который знаменует нашу общую сердечную преданность России, любовь в ней, сплоченность многонационального народа страны и в годы испытаний, и при решении масштабных задач развития — это всегда было одним из ключевых моментов нашего существования.

Вы хорошо знаете, что истоки праздника уходят в глубину веков — к подвигу народа, который сам поднялся на борьбу за свою страну, очистил ее от распрей, предательств, унижения, сплотившись, покончил со Смутой, восстановил законную власть и нашу единую государственность.

Такие ключевые этапы, когда люди разных национальностей и вероисповеданий объединялись ради спасения и блага Отечества, [звучат] рефреном, проходят красной нитью через всю российскую историю. Мы понимаем и чтим этот бесценный опыт наших предков, их традиции и их заветы.

История нашей страны непрерывна, постоянный поток. Мы должны рассматривать её в целом, со всеми, порой крайне сложными и даже противоречивыми, периодами.

Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные, полные знания о нашем прошлом: и далеком прошлом, и близком, недавнем. Всё здесь имеет значение, особенно сегодня, а значит, растет запрос и на работу высокопрофессиональных историков, ученых, вузовских преподавателей, школьных учителей.

При этом хотел бы подчеркнуть, что недопустимо повторять ошибки, которые имели место в советский период, когда выводы ученых-гуманитариев нередко подгонялись под заданные шаблоны. Шаблоны вообще плохо, но в истории — особенно плохо».

В ходе встречи выступил Предстоятель Русской Православной Церкви:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Дорогие присутствующие!

Я хотел бы сердечно Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за инициативу провести такое собрание. Я впервые присутствую в такой аудитории и с большим вниманием слушаю все то, что говорят уважаемые участники этого собрания.

Во время этих выступлений, конечно, у меня стали возникать какие-то мысли. Откровенно скажу, что-то такое, что когда-то я пытался осмыслить, как говорится, по касательной, а вот эта дискуссия меня навела на мысль о необходимости подумать, поговорить и, может быть, разделить с вами один важный, как мне кажется, аспект, связанный с нашей национальной историей.

Когда изучаешь историю Русской Православной Церкви, а ее изучают сейчас по-настоящему только в семинариях и в академиях, то поражаешься тому, насколько эта история переплетена с историей государства Российского и насколько жизнь Церкви влияла на жизнь всей страны.

Во-первых, чисто мировоззренчески, философски, богословски, но и практически — система образования создавалась на базе приходов. Первые — то, что называется школами, — были церковно-приходские школы. И так далее, это можно продолжать.

Поскольку эта тема не очень ярко сегодня представлена в светских вузах, то мне кажется, что действительно нельзя изучать историю России, не зная истории Церкви.

Ведь кто такие были патриархи: рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх. История России — государства — и история Церкви настолько были тесно переплетены, что разорвать невозможно, а сейчас в учебном процессе разорваны. Человек, изучающий историю России, по касательной что-то слышал о патриархе Никоне, еще о чем-то.

На самом деле ведь вокруг темы духовной жизни и заворачивались особо сложные конфликты, даже политические интриги. То есть для того, чтобы знать, по-настоящему понимать и чувствовать историю страны, нужно знать историю Церкви.

Я об этом говорю не потому, что жизнь Церкви для меня, может быть, является самым главным приоритетом, а потому, что и в свое время я посвятил много времени изучению истории, и говорю это от своего опыта соприкосновения с русской историей. Совершенно иначе воспринимается эта история, если изучающий человек соприкасается с историей духовной жизни народа.

Это такое первое пожелание, — не знаю, к ученым, еще к кому-то, — чтобы какие-то курсы все-таки были и какие-то разделы в курсах истории посвящались истории духовной жизни нашего народа.

Это уже отвлеченная немножко тема, но она возникла у меня сейчас, когда я смотрю на баннер, который за Вами, перед нашим взором: «День народного единства», и как-то слово «единство» так сильно выделено даже шрифтом. А что такое единство? Об эту тему очень многие спотыкались.

Иногда призыв к единству превращался в ужасный деспотизм. Во имя единства чего только ни творилось. С другой стороны, совершенно ясно, что без единства не может быть ни государственной жизни, ни жизни людей, народа, потому что в целом ряде случаев только благодаря единству, сплоченности, солидарности страна и народ могли отвечать на те вызовы — и внешние, и внутренние вызовы, которые возникали.

Задуматься о духовных составляющих единства. Если единство — это исключительно прагматическая тема, она не будет работать. Хотя, конечно, возьмите бизнес или какие-то другие стороны жизни, люди объединяются в корпорации, в какие-то коллективы, чтобы достигать больших успехов в профессиональной деятельности. Но здесь-то мы говорим о совершенно ином единстве. И не может, мне кажется, быть единства народа без единства духа, без единства ценностей.

Поэтому общность ценностей — это самое важное, наверное, что обеспечивает не только единство, но и сплоченность нации и во времена мира, и во времена отсутствия мира.

Теперь очень кратко хотел бы сказать о том, что, конечно, тема молодежи сейчас у всех нас должна быть перед глазами, потому что от формирования сознания современной молодежи действительно зависит будущее. Это очевидная истина. Но мне кажется, что нужно находить какие-то, может быть, новые формы взаимодействия с молодежными аудиториями. Это не значит, что нужно — как там у Маяковского — «задрав штаны, бежать за комсомолом». Это совсем необязательно. Не надо себя, что называется, перевоспитывать, перелицовывать в попытке быть модным, понятным. Нужно всегда, конечно, оставаться самим собой, когда ты и с молодежью говоришь.

Но работа с молодежью должна быть сегодня очень неформальной. Надо доискиваться до чего-то того в душах молодых людей, что у них вызывает озабоченность. Может быть, нам как священникам это более понятная сторона жизни людей, потому что на исповеди ведь очень многое открывается. И понимаешь, что при всем внешнем благополучии — успех в учебе, в работе, перспективы в карьере — нередко человек внутренне несчастный, не хватает чего-то самого главного. Чаще всего не хватает настоящей любви. А если мы заговорим о любви, то мы сразу переходим к вопросу нравственности, личной и общественной нравственности. Не может быть подлинной любви, когда пропагандируется не то, что является любовью, а то, что является проявлением человеческой похоти, то есть грехом. А грех до добра не доводит.

Но если посмотреть наш кинематограф, да и не только наш, особенно еще и мировой, то там в центре очень редко настоящая любовь — там похоть и соблазн. Мне кажется, что, говоря о будущем России, мы должны думать о духовном состоянии нашего народа. Мы должны особенно думать о нравственном состоянии молодежи, потому что без целостной нравственной личности не может быть целостного государства и общества.

Поэтому еще раз хотел бы Вас сердечно поблагодарить за эту инициативу, за возможность послушать очень важные, мудрые, правильные слова, которые были здесь произнесены, ну и поделиться тоже с Вами и с теми, кто в этом зале, своими какими-то скромными мыслями на тему единства нашего народа.

Благодарю Вас, Владимир Владимирович».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5973961.html

Вручение грамот ответственным за молодежное служение

18 ноября 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве прошла молодежная секция XXVII Всемирного русского народного собора.
Мероприятие возглавил епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи.

Секция стала ключевой площадкой для подведения итогов молодежного служения викариатств Москвы за 2025 год, обсуждения актуальных задач и определения направлений развития на ближайшее время.

В ходе заседания владыка Серафим вручил грамоты Синодального отдела по делам молодежи ответственным за молодежное служение в викариатствах столицы, а также регентам добровольческих хоров.

От Восточного викариатства был награждён иерей Петр Иванов, ответственный за молодёжное служение, и Екатерина Резникова, регент сводного молодежного хора Восточного викариатства.

Награды стали признанием их трудов и личного вклада в развитие церковной молодежной работы.

https://patriarchia.ru/article/118386

20 ноября 2025
ПОДРОБНЕЕ

Прихожане храма в Метрогородке посетили святые места

27 июля прихожане храма святого благоверного князя Даниила Московского в Метрогородке побывали на Подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря, узнали его историю, побывали в храме Рождества Пресвятой Богородицы и восстановленных пещерах, а также помолились в пещерном храме св. великомученика Димитрия Солунского.

Следующей остановкой стала усадьба Ф.И.Тютчева и храм с редкими иконами, расположенный на территории исторического места. Участники поездки побывали на родоновом источнике с купальней, освящённой в честь Казанской иконы Богородицы, а также насладились прекрасным пейзажем озера и окружающих его изумрудных холмов.

На обратном пути паломники делились с отцом Михаилом и организатором экскурсии Натальей Ивановной самыми добрыми впечатлениями, а также выразили слова благодарности за душеполезную информацию и прекрасно проведенный благодатный день.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого благоверного князя Даниила Московского в Метрогородке

31 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее слово по случаю Дня народного единства

4 ноября 2022 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви огласил слово по случаю Дня народного единства.

Четыре с лишним века назад именно с освобождения Московского Кремля началось возрождение утраченной внутренней целостности нашего Отечества. В далеком 1612 году благодаря совместным усилиям наших мужественных предков иностранные интервенты были изгнаны из сердца страны и началось ее всестороннее возрождение.

За минувшие с того времени столетия наш народ пережил немало испытаний, преодолел множество трудностей, созидая уникальное цивилизационное пространство, важнейшими ценностными ориентирами которого были любовь к правде, милосердие, взаимное уважение и добрососедство. Заметьте: ни одной сугубо утилитарной и тем более политической цели! Ни господства, ни власти, ни денег, а только то, что угодно Господу.

Сформированная трудами множества выдающихся сыновей и дочерей нашего Отечества русская культура давно перешагнула национальные рамки, став неотъемлемой частью общего наследия всего человечества. К сожалению, сегодня мы наблюдаем деструктивные попытки, предпринимаемые рядом западных стран, запретить или исключить из повестки дня русскую культуру, вина которой состоит, по мнению ее критиков, именно в традиционности, в обращении к фундаментальным качествам человеческой души, в готовности утверждать правду Божию и являть миру красоту и силу христианства.

Духовная и культурная агрессия в отношении нашей страны отнюдь не нова. Возможно, истоки этого следует искать именно в нашей духовной инаковости. Как здесь не вспомнить тонкое, но очень сильное замечание выдающегося мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, обратившего внимание на то, что в основе западноевропейского понимания человеческой культуры лежит отождествление судьбы европейской цивилизации с судьбами всего человечества, что неизбежно приводит к насильственному навязыванию западных ценностей остальным нациям и к уничтожению других традиций, разрушает культурное многообразие.

Однако все это коренным образом противоречит цивилизационным основам нашего народа, для которого важнейшее значение всегда имели приверженность незыблемым нравственным принципам, бережное отношение к исторической памяти и глубокое уважение к духовным традициям других народов. А если бы не было так, то никогда бы не было великого многонационального, многокультурного и даже многорелигиозного пространства Святой Руси. Наша великая культура созидалась усилиями множества людей, относящихся к различным этносам, проживавших на разных территориях, но мысливших себя принадлежащими к единой русской традиции.

Сегодня вопреки силам, стремящимся посеять рознь, возрастить плоды ненависти среди наследников Святой Руси, мы должны свидетельствовать едиными устами и единым сердцем не только об общности культуры, духовной традиции, исторической судьбы, но и о единстве веры всех восточнославянских народов, вышедших из единой Днепровской купели Крещения в 988 году.

Мне памятен день празднования 1020-летия Крещения Руси, когда в Киеве, на Крещатике, тысячи людей возглашали слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Украина, Россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!». Это был многотысячный хор людей, которых объединяла единая вера, единое национальное самосознание. Какая сила была проявлена тогда нашим народом! Искренне убежден, что сегодня стремление расколоть единый народ исторической Руси, противопоставить одну его часть другой, посеять ненависть к нашему общему прошлому в умах и сердцах питается антихристианскими побуждениями, желанием вытравить из человека образ Божий, поработить людей власти греха и порока, сделать их исключительно субъектами глобального рынка и потребителями материальных благ. Трагическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на Украине, — яркое тому подтверждение. И мы скорбим, молимся и надеемся, что Господь приклонит милость Свою к народу Украины, а значит и ко всей исторической Руси.

Необходимо ясно сознавать, что противостояние разрушающему действию враждебных сил, уничтожающих духовные основы нашей жизни, пленяющих души наших современников и стремящихся развести народы исторической Руси по национальным квартирам, должно основываться в первую очередь на следовании Божественной воле, а также на сохранении внутреннего единства общества, на любви к Богу и друг к другу. В этом — залог достойного будущего нашего народа, и это единственный путь, направленный на то, чтобы сохранить единство, любовь, взаимопонимание и доброе сотрудничество между народами Святой Руси.

Отрадно свидетельствовать, что Русская Православная Церковь обретает сегодня верных соработников в среде государственной власти, среди представителей иных традиционных религий в деле утверждения непреходящих духовно-нравственных ценностей в жизни людей. Наш святой долг — приложить все усилия, чтобы сохранить бесценное сокровище нашей духовной культуры и уврачевать любовью раны разделений.

Дай Бог, чтобы нашими совместными трудами и впредь благоустроялась жизнь нашей страны, государства, народа нашего на прочном фундаменте непреходящих духовно-нравственных ценностей, которые мы впитали с молоком матери от наших предков, от нашей веры, от нашего духовного предания. Именно на этом фундаменте и должна основываться наша национальная жизнь. Сегодня именно об этом мы молимся и просим Господа, чтобы Он сохранил единство Святой Руси, чтобы Он сохранил веру православную, чтобы сохранил во всех нас способность жить, работать, вместе созидать будущее, которое было бы действительно основано на тех Божественных принципах человеческого бытия, без которого не может быть никакого человеческого благополучия. А все остальное, что этим принципам противоречит, — чтобы силой Божией покинуло пределы нашего исторического Отечества и перестало возбуждать и заражать собой, своим пагубным и опасным содержанием души наших людей. Дай Бог, чтобы все мы силой Божией имели возможность идти по Богом определенному для всего нашего народа историческом пути, сохраняя веру в сердце, а значит, и надежду на наше спасение. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5973837.html

4 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Завершился финальный этап турнира по «Мафии» среди православной молодёжи

28 ноября 2021 года прошел финал II турнира по интеллектуальной игре «Мафия», он проводился в храме Живоначальной Троицы в Косино Восточного викариатства.
Участниками стали члены молодежных организаций многих приходов г. Москвы. Всего было сыграно 5 игр. Турнир собрал лучших игроков, которые боролись за звания лучшего Дона, лучшего шерифа и прочие награды.

Турнир состоял из пяти отборочных этапов и финала, в который прошли 20 лучших игроков. Всего в турнире приняло участие около 90 человек — представители разных молодёжных объединений:
1. «МКАД». Молодежь прихода прп. Сергия в Гольянове.
2. Молодёжный проект «Событие».
3. Молодёжь прихода блгв. Андрея Боголюбского на Волжском.
4. Молодежный центр прихода Петра и Павла в Лефортово.
5. Молодежь Троицкого прихода в Косино-Ухтомское.
Молодёжь прихода Спаса Нерукотворного Образа в Перово.
6. Молодёжь Троицкого прихода при больнице св. князя Владимира в Сокольниках.
7. «Симеонов удел». Молодёжь прихода Симеона Верхотурского в Марьино.
8. «Покров». Молодежь прихода апп. Петра и Павла в Ясеневе.
9. «Встреча». Молодежь прихода Дмитрия Донского в Северном Бутово.
10. Молодёжь прихода св. Николая в Покровском.
11. Молодёжь Троицкого прихода в Борисове.
12. Молодёжь Троицкого прихода в Воронцово.
13. Молодёжь прихода Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино.
14. «Романовцы».
15. Приход свт. Николая на Трёх Горах.
16. Молодёжь храма свт. Филарета г. Лобня при Свято-Филаретовской православной гимназии.
17. Приход Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково.

Также в турнире приняли участие учащиеся / выпускники учебных заведений:
1. Свято-Тихоновский университет.
2. РПУ им. ап. Иоанна Богослова.
3. ОЦАД им. равноап. Кирилла и Мефодия.
4. Сретенская духовная академия.
5. МГУ им. М.В. Ломоносова
6. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
7. МПГУ.
8. РГГУ
9. РГУ им. А.Н. Косыгина
10. МТУСИ.
11. НИЯУ МИФИ
12. ГУУ.
13. МСПИ
14. НИУ МГСУ.
15. ЛИ им. Горького.
16. МГЮА им. О.Е. Кутафина.
17. МИП.
18. ГУЗ.
19. РТУ МИРЭА
20. Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
21. РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
22. ИТТСУ РУТ.
23. МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
24. РАМ им. Гнесиных.
25. АГУ.
26. Православная Свято-Петровская школа.
27. Лицей № 1553 им. В.И. Вернадского.

И представители разных мафклубов Москвы:
1. «Baker street». Православный московский мафклуб.
2. «Инкогнито».
3. «Домус».
4. «Bauman mafia».
5. «Sheriff», г. Сергиев Посад.

Благодарим принимающие стороны каждого игрового дня за гостеприимство и тёплую атмосферу:
Первый отборочный — приход прп. Сергия Радонежского в Гольянове.
Второй отборочный — приход св. Андрея Боголюбского на Волжском.
Третий отборочный — молодёжный центр прихода Петра и Павла в Лефортово.
Четвёртый отборочный — ПСТГУ и #оврпстгу в частности.
Пятый отборочный — молодёжный проект «СоБытие».
Финал — приход Живоначальной Троицы в Косино-Ухтомское.

Поздравляем победителей турнира:
Г-н Изя, Борис Гун, ГУУ — лучший чёрный игрок.
Г-н Прохожий, Григорий Захрави, выпускник РГГУ, приход Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково, «Baker street» — лучший красный игрок и лучший шериф.
Г-н РуссИван, Иван Володченко, ПСТГУ, «Baker street» — третье место.
Г-жа Мила, Мила Владимирова, РПУ — второе место.
Семен Трунов, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева , «МКАД» — второе место.
Г-н Джон, Евгений Бабушкин, «МКАД», «Baker street» — первое место и лучший дон мафии.

Информационный источник: https://vk.com/molodvostvik

5 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up