Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 19 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

Начал работу семейный лагерь Восточного викариатства

На территории Свято-Алексиевской пустыни под Переславль-Залесским по благословению епископа Верейского Пантелеимона 6-й год подряд проходит православный семейный лагерь «От мала до велика» для многодетных семей Восточного викариатства г. Москвы.

Лагерь организован социальной службой восточного викариатства. Директор, ответственный за социальное служение, Екатерина Борисенкова. Духовник лагеря – иерей Павел Огрызков, являющийся ответственным за взаимодействие с семьей, материнством и детством в Восточном округе Москвы.

В первый день лагерной смены отец Павел совершил молебен о благополучном устройстве и проведении лагеря. Целью лагеря является создание общей дружной и интересной жизни, основанной на христианских заповедях, в которой каждому есть место и каждый несет свою долю ответственности, а так же укрепление семейных ценностей и внутрисемейных связей православных многодетных семей.

Главным законом Лагеря являются слова Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк. 12, 30-31).

Семейный лагерь «От мала до велика» — это большое, яркое, творческое и дружелюбное пространство. Жизнь насельников лагеря насыщенна и многозадачна, подчиняется общему режиму, в котором день начинается и заканчивается молитвой. В течение дня проходят различные творческие, интеллектуальные, спортивные и иные мероприятия: мастер-классы, танцы, соревнования, настольные игр, квесты, общие вечера, костровые душевные посиделки. На мастер-классах ребята вместе с родителями делают своими руками изделия и поделки для благотворительной ярмарки, средства от которой будут переданы в Свято-Владимирскую волонтерскую службу для покупки настольных игр, подарков, подгузников и других вещей, облегчающих жизнь детей, лежащих в больнице.

В течение лагеря планируется провести несколько важных встреч и мероприятий для родителей: школа-семьи, беседы с известными психологами и священнослужителями. В этом году в лагере отдыхают 100 человек из 20 семей, для многих семей это единственная возможность летнего отдыха.

Наш лагерь смог состояться только благодаря помощи и поддержке благотворителей. Благодарим за участие в организации отдыха для многодетных семей:
— храм Святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлове,
— храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово,
— храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово,
— храм Живоначальной Троицы в Кожухово,
— храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках,
— храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках,
— храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Ухтомке,
— храм равноапостольного князя Владимира в Новогирееве,
— храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском,
— храм всех святых в земле Российской просиявших в Новокосине
и частных благотворителей:
— раба Божия Андрея,
— раба Божия Даниила,
— раба Божия Александра,
— раба Божия Андрея
— раба Божия Николая

и Социальную пекарню Вяземской епархии, которая предоставила хлеб и выпечку по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия.

Пресс-служба Восточного викариатства

21 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Прошла встреча с родственниками защитников Отечества

2 февраля 2025 года в Духовно-просветительском центре состоялась встреча настоятеля Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме св.ап.Андрея Первозванного в Метрогородке города Москвы иерея Михаила Кривошеева с родными защитников нашего Отечества.

За совместным чаепитием отец настоятель рассказал женам и матерям воинов о чудесах, которые совершаются на поле боя по молитвам к святым угодникам, призвал к соборной молитве и пожелал силы духа, крепкого здравия бойцам и их родным.

В рамках встречи участники посмотрели фильм о преподобном Паисии Святогрце, который самоотверженно оказывал помощь товарищам на поле боя в годы Великой Отечественной войны, вел аскетический образ жизни и является истинным примером добродетельной жизни по Заповедям Божиим.

По примеру доброй традиции подвижников Святой горы специалист по просветительской деятельности Патриаршего Подворья Анна Дубская угостила всех фруктовым лукумом и ароматным чаем.

В завершение доброй встречи отец Михаил помазал всех присутствующих маслом от лампадки из архондарика прп.Паисия Святогорца, а также с благословением вручил иконки святого подвижника родным воинов и  передал иконки в зону СВО для духовной поддержки бойцов.

Затем в храме святого благоверного князя Даниила Московского (приписной храм Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме св.ап.Андрея Первозванного в Метрогородке) было совершено молебное пение о воинах.

Следующий молебен будет совершаться 16 февраля в 13-00

6 февраля 2025
ПОДРОБНЕЕ

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

3 апреля 2020 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5616517.html

4 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Молодежь Восточного викариатства сходила в поход

В июле ребята из разных приходов Восточного викариатства под руководством ответственного за молодёжную работу иерея Петра Иванова сходили в байдарочный поход!

Участники похода ночевали в палатках, готовили еду на костре, много общались и молились.

Межприходской байдарочный сплав завершился Литургией в старинном храме Покрова на Нерли.

Отзывы участников похода:

«За время похода мы провели четыре ночи в палатках и одну ночь — в монастырской гостинице. Мы пережили два дождливых дня, но, несмотря ни на что, мы не только смогли преодолеть вплавь расстояние около 60 км, но и обновились, «перегрузились» и получили огромное удовольствие от поездки!
Спасибо всем и каждому за эти незабываемые дни, проведённые вместе!»

«Так из за чего же я готова снова всё это пережить:
— Потрясающая компания за которой хочется тянуться!
— Виды: радуга, русские поля, леса, берега, ошалелые глаза людей на берегу, закаты/рассветы, храмы, храмы и ещё раз храмы!
— Романтика костров, звёздное небо, сбор и разбор лагеря по два раза в день!
— Единство вереницы байдарок и родных лиц в них!
— Наши стоянки с арбузами, игры в паровозике байдарок и постоянные громкие песни!
— Встреча с собой реальным и проверка на прочность + «сбрасывание чешуи» городского жителя!
— Философские/богословские/психологические беседы у костра и при любом удобном случае!
— Прокачанный навык приготовления изысков на костре и придумывания новых рецептов!
— И венец впечатлений литургия + причастие в храме 12-го века — Покрова на Нерли»

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове

1 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up