Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 4 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, — вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Рим. 15:1-7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

Так почему же апостол Павел называет сильными нас — своих учеников, свою паству? Конечно, это неслучайно, потому что христианин призван быть сильным и должен быть сильным. Не потому, что у него сильные мышцы, не потому, что у него много денег, не потому, что у него большая власть — чаще всего нет ни одного, ни другого, ни третьего. Но человек, живущий по заповеди Христовой, становится реально сильным, он возвышается над обыденностью, у него формируется совершенно иной критерий оценки окружающей его жизни. Он не обращает внимания на то, на что многие обращают внимание, он не страдает от того, от чего многие страдают, потому что приоритет настоящего христианина настолько высок и свят, что, несомненно, возвышает всякого стремящегося к этому идеалу и приближает к Богу.

Конечно, для того чтобы нести тяготы ближних, а не себе угождать, нужны определенные качества. Но если проанализировать свою собственную жизнь или хотя бы отдельные ее эпизоды, то окажется, что мы не слишком терпеливы. Нет терпения, к которому нас Господь призывает, а нетерпеливый человек не может другому угождать, исполняя слово апостола. На самого-то себя не хватает сил — раздражаешься, нервничаешь, беспокоишься, суетишься. Кому же еще угождать, как не самому себе, если считаешь, что тебя обокрали, чего-то лишили? Наше недовольство жизнью нас очень ослабляет. А недовольство часто проистекает от зависти: сосед живет лучше, или в фильме на красивых машинах катаются, в красивых домах живут, а я не в таком. Так возникает чувство недовольства и неуверенности. Отсутствие благополучия по сравнению с благополучием других часто становится искушением, рассредоточивает нас, ослабляет нашу внутреннюю силу и волевые качества.

Человек, который постоянно недоволен своим состоянием, который оценивает свое благополучие по благополучию другого, — это несчастный человек. А потому ключ к счастью заключается в том, чтобы не оценивать свое благополучие по благополучию другого. Мы же не оцениваем свое благополучие по состоянию несчастных людей! Мы говорим: смотри, как сосед хорошо живет. Жена говорит мужу: что же ты так мало денег приносишь, посмотри, как они хорошо живут! И мы никогда не соотносим себя с теми, кто живет хуже нас или кто менее здоров, чем мы.

Вот для того чтобы развивать в себе такие чувства, время от времени нужно погружать себя в среду, где абсолютное большинство людей и живет хуже нас, и чувствует себя хуже нас. Очень полезны посещение больниц, созерцание человеческих скорбей. Почему Господь призывает христиан навещать тех, кто заключен в темнице? Конечно, для того, чтобы принести добро, но, может быть, и для того, чтобы мы соотнесли свое наличное состояние с состоянием тех, кто живет хуже нас. Тех, кто болеет, кто скорбит, кто в заключении, кто беден. Поэтому для того чтобы духовно расти, для того чтобы действительно становиться учениками Христовыми, первое, что мы должны исторгнуть из своего сознания, из своей души, из своей воли — это зависть по отношению к другим людям. Еще хуже, когда зависть толкает человека на совершение зла в отношении того, кто живет лучше, у кого карьера успешнее. Все это в первую очередь наносит непоправимый ущерб самому человеку. Казалось бы, мы стараемся освободиться от тяготы созерцания чужого благополучия, а на самом деле себя погружаем в страдания, муки и наносим себе действительно непоправимый ущерб.

Как же понять, кто из нас сильный или слабый? Все это очень относительно. А какова точка отсчета? Для хорошего футболиста мы все с вами инвалиды — но мы же не инвалиды! А для чемпиона по поднятию тяжестей мы вообще где-то за пределами, потому что ничего поднять не можем. Но ведь это не так! Поэтому оценка других по себе — это самая неправильная оценка. Никогда не судите людей по себе, у каждого свой жизненный путь, и мы должны идти своим путем, не завидуя и тем более не раздражаясь на других, не создавая себе врагов лишь потому, что мы недовольны тем, как кто-то живет лучше нас.

Для того чтобы человек мог преодолевать все эти соблазны и идти по пути спасения, нужно стяжать особое качество, которое преподобный Нил Синайский относил к самым возвышенным качествам, соединяющим нас с Самим Богом. Прежде всего это, конечно, любовь. Но любовь уж совсем возвышенное чувство, а если любви нет? Что, все потеряно? Сложилась жизнь так, что любви нет, да и простирать ее вроде не на кого… От чего отталкиваться? Что делать? Так вот, Нил Синайский учит нас, что нужно начинать с терпения. Нужно научиться терпеть, в том числе своих ближних, сослуживцев, родственников, знакомых, которые нас иногда раздражают, кому мы завидуем, с кем порой действительно очень трудно.

Ну, а почему терпение есть добродетель? А потому что с этого все начинается. Господь сказал, что высшая заповедь есть любовь. А можно полюбить человека, которого ты не можешь терпеть? Невозможно. А можно ли человека, которого ты не можешь терпеть, постараться терпеть? Не замахиваться на любовь, а просто терпеть? Терпеть соседа, терпеть сослуживца, терпеть коллегу по работе. Просто не раздражаться, а терпеть, заставляя себя понять, что через терпение мы к Богу приближаемся, как говорил Нил Синайский. А ведь, действительно, так и есть. Любовь приближает нас к Богу, но до любви, как уже было сказано, очень далеко. Поэтому давайте начнем с самого простого — с терпения. Будем терпеть, особенно когда нас кто-то раздражает, и будем стараться, несмотря на скорби и трудности нашей жизни, через терпение учиться делать добро.

Время от времени мне приходится посещать дома престарелых, больницы. И я обратил внимание, как иногда в таких домах слабые, несчастные, больные люди помогают соседям по палате. Думаешь: у тебя самого или самой силенок-то никаких нет, и какое же нужно терпение, чтобы, превозмогая тяжесть своего собственного положения, реально помогать другому, вопреки собственному покою и благополучию! Почему это происходит? Потому что такие люди способны терпеть, а через терпение у человека возникает любовь. И это, конечно, относится не только к экстремальным или непростым ситуациям, о которых я сказал. И если мы научимся начинать наши отношения с людьми с терпения, то, несомненно, следующим результатом станет любовь. Нужно только начать — терпеть, не раздражаться, не отвечать плохим слово на плохое слово, а промолчать, подумать, помолиться об этом человеке. Через терпение мы будем действительно созидать свой внутренний мир таким, каким он должен быть для вхождения в Божие Царство. И, если есть терпение, то, несомненно, в какой-то момент сердцем овладеет любовь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19), учит нас слово Божие.

Сегодняшнее чтение также призывает нас к стяжанию этой добродетели. Не самой, может быть, высокой и важной, но той, без которой никакие духовные высоты не могут быть достигнуты. Да поможет нам Господь начать с терпения, чтобы возрастать в любви — в любви к Богу и нашим ближним. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5948093.html

Хор из Измайлово совершил паломническую поездку

Большая паломническая поездка по святым местам Калужской земли

23 февраля хор храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово посетил с паломнической поездкой один из известнейших русских монастырей — Введенскую Оптину пустынь.

 В храме Казанской иконы Божией матери этой святой обители хор исполнил богослужебные песнопения за Божественной литургией.

Паломники с экскурсией побывали в Иоанно-Предтеченском скиту, расположенном рядом с монастырем а также осмотрели подсобное хозяйство обители.

Также в этот день участникам паломничества удалось посетить пустынь Спаса Нерукотворного в с. Клыково

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово

23 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская Божественная литургия в Международный день глухого человека

В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Тихвинской иконы Божией Матери, Патриаршем подворье Симонова монастыря Москвы, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон совершил Божественную литургию. В богослужении с сурдопереводом участвовали представители православных общин неслышащих из Москвы, Томска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Воронежа, Кирова, Белгородской и Московской областей.

Епископ Пантелеимон передал молящимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла, поздравление с праздником и пожелания помощи Божией в дальнейшем служении в объединении слышащих и неслышащих людей во Христе.

В своем архипастырском слове владыка сказал следующее: «У каждой души, по слову преподобного Макария Великого, есть глаза и уши, способные увидеть Христа и услышать голос Божий. Наша с вами земная жизнь должна подготовить нас к тому, чтобы мы смогли услышать и увидеть звуки и образы Царствия Небесного. Каждая Литургия, нам, глухим и слепым по душе, позволяет ощутить, услышать и отчасти увидеть тот мир, к жизни в котором мы с вами предназначены».

«Я очень рад, что в нашей столице есть такой храм, где уже почти тридцать лет действует община неслышащих людей. Здесь собирается множество людей, которые учатся слышать слова Евангелия, которые гораздо важнее, чем все то, что слышит человек», – добавил викарий Святейшего Патриарха.

После совершения Божественной литургии епископ Пантелеимон совершил чин освящения первой в столице инклюзивной воскресной школы. Она предназначена как для слышащих, так и глухих детей. В школу были зачислены 18 детей, среди них – 5 неслышащих детей. 

«В нашей общине слышащих и неслышащих людей объединяет молитва и общее делание. В воскресной школе мы будет продолжать общение друг с другом в изучении Слова Божия и в творческих работах, – рассказал настоятель храма священник Евгений Морозов. – Процесс обучения, если он правильно выстроен,  всегда объединяет коллектив учеников. Мы специально искали преподавателей, которые владели бы жестовым языком, чтобы преподавать на двух языках одновременно».

Кроме основных предметов программы в школе планируется преподавание английского язык для чтения Священного Писания. В храме Тихвинской иконы Божией Матери уже около 30 лет действует первая в Москве община неслышащих людей.

В этот день также состоялся праздничный концерт, который подготовили члены общины неслышащих людей при Тихвинском храме Божией Матери.
Международный день глухих отмечается ежегодно с 1958 года в последнее воскресенье сентября в честь создания Всемирной федерации глухих в 1951 году. В России, по экспертным оценкам, проживают около 400 тысяч инвалидов по слуху, большинство из них владеют русским жестовым языком. В России насчитывается 71 православная община глухих.

Сообщает Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности/ diaconia.ru

30 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Праздник для воскресной школы в Новокосино

На территории экошколы «Кусково» прошло мероприятие для воспитанников воскресной школы храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино. В таком формате оно состоялось впервые как в Восточном округе г. Москвы, так и на территории столицы в целом. Мероприятие было посвящено эколого-просветительской тематике «Безопасная среда» и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

25 мая воспитанники Воскресной школы посетили интерактивную выставку, посвящённую бережному отношению к природе, поучаствовали в мастер-классе по картографии в Экошколе, а также прошли курс безопасного поведения на природе и Искусственной Вентиляции Легких на манекенах от членов корпуса спасателей.

После мальчиков и девочек ждало увлекательное представление от спортсменов филиала «Московский» школы рубки шашкой имени Никифора Студенкова и московской школы фланкировки «Огниво». По завершении мероприятий все желающие покатались на лошадях.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино

28 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up