Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика

Опубликовано: 28 июня 2022

Категории: Новости, Патриарх

26 июня 2022 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Андреевского кафедрального собора г. Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 2:10-16) мы находим слова, которые заставляют задуматься об их смысле. Апостол говорит о язычниках, о тех, кто был лишен Божественного Откровения, кто жил вне русла духовности и веры, определяемых законами Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И вот, размышляя об участи язычников, апостол написал нечто совершенно неожиданное для всех тогдашних последователей Спасителя. Он пишет, что добрые дела, которые хранятся в сердцах этих язычников, вот они-то и помогут им оправдаться пред Господом. В самом деле, было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие до Христа, не наследовали Царства Божия и вообще были обречены на духовную гибель. Ведь многие поколения людей не сподобились жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали добрые дела, и этими добрыми делами они, по слову апостола, и оправдались пред Господом.

Но мы, христиане, помимо добрых дел, которых у нас набирается не так уж много, имеем совершенно особую силу, которая нас спасает. Мы верим, что в ответ на нашу веру и, очень желательно, в ответ на добрые дела, нас спасают не сами дела (потому что они ничтожны пред лицом Божиим, даже если нам кажется, что они велики), но нас спасает благодать Божия: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Вот эту силу благодати через Спасителя, через Его крестную смерть, через Его страдания, через искупление Им вины человеческой пред Богом мы и обретаем. Именно эта благодать, а не что иное, нас спасает.

Мы получаем благодать в Церкви и через Церковь, через общину верующих, которая связана непрерывной цепью иерархического рукоположения с самими апостолами. В этой апостольской общине сегодняшнего дня, которая содержит в себе все спасительные духовные характеристики общины первых христиан, мы с вами и получаем спасение. Ну, а где же собирается христианская община? Когда в Римской империи были гонения, верующие собирались в катакомбах, в подземельях, точнее в подземных кладбищах, для того чтобы никто не видел, не слышал, не мог донести. Потому что христиане подвергались жесточайшим гонениям, каждый должен был доносить на христиан, а всякий правитель должен был подвергать их пыткам, чтобы они отказались, от своих, как считали тогдашние правители, заблуждений, а если они не отказывались, — очень жестоко убивать. Не просто отсечением главы, так казнили только римских граждан, но подвергать чудовищным пыткам и умерщвлять за Христа. В той самой Церкви — Церкви, которая восприняла слово Божие от Самого Спасителя, которая передает это Божественное слово и Божественную благодать из поколения в поколение, — мы с вами и присутствуем через Таинство крещения, а через Таинство причащения Тела и Крови Господней соединяемся с Самим Господом и становимся по благодати Его Телом.

Где же собирается ныне эта община верующих? Где Тело Христово являет Себя, когда совершается Таинство Евхаристии? Это Таинство совершается в Божиих храмах. Конечно, во времена гонений где только ни совершали это святейшее Таинство наши благочестивые предки. А сегодня для того, чтобы его совершить, строятся прекрасные великолепные храмы, которые являют видимым образом торжество веры Христовой. Веры, которая дошла до нашего времени, несмотря ни на какие исторические перипетии, несмотря ни на какие жертвы и страдания. И как же замечательно, что и сегодня мы совершили Божественную Евхаристию в этом новом прекрасно построенном храме, который является в первую очередь свидетельством веры всех вас, но особенно тех, кто принял на себя инициативу построить храм Божий, кто вложил свои материальные средства, кто оказывал всестороннюю поддержку, для того чтобы храм был во благовремении построен и явил всем нам свою неземную красоту.

Если сегодня где-нибудь в странах так называемого просвещенного Запада сказать, что в России мы строим храмы, то люди, не знакомые с нашей жизнью, не поверят. Потому что сегодня христианские храмы там, на просвещенном Западе, закрываются или перепрофилируются. Например, в мечети, поскольку мусульманские общины хранят веру, и им нужны места для молитвы; вот тамошние христиане и продают мусульманам свои храмы. Но и это не самое худшее, потому что храмы иногда продают городским властям, а потом там устраивают разного рода пиршества, собрания, не имеющие ничего общего с Церковью, все то, что пожелает светское обезбоженное общество и что никак не касается духовной жизни. Мы никого не осуждаем, Бог с ними. Но это очень плохой признак, когда человек, общество и государство отказываются от веры, когда вместо веры навязывается некий эрзац, подделка, чтобы создать видимость благополучия и счастья. Говорю это не для того, чтобы кого-то осудить, но хочу, чтобы мы все поняли, какое же благословение над нашей страной и над нашим народом, что мы, пройдя путем страшных, не имевших места в истории гонений, многократно превосходивших гонения первых веков, сохранили веру. А далее явилось чудо Божие — дети вчерашних атеистов, став людьми зрелыми, о многом поразмыслив, нашли путь к храму Божию и сегодня воспитывают в вере своих детей и внуков. И нам нужны Божии храмы. Мы — один из немногих народов, у которых осталась эта потребность. Вот мы и будем сохранять эту потребность, будем сохранять нашу веру, потому что без веры не может быть никакой потребности в Божиих храмах.

Хотел бы поблагодарить всех, кто здесь, на Кубанской земле, многое делает для того, чтобы возводились Божии храмы. Поблагодарить духовенство, которое многое делает для того, чтобы сохранялась вера в людях. Вообще, духовный климат Кубани во многом служит примером, потому что здесь по мере возможности сохраняется, с опорой на замечательную культурную традицию кубанского казачества, тот уклад жизни, в котором центральное место занимает вера в Господа. И, обращаясь к вам, дорогие жители Кубани, хочу еще и еще раз сказать: храните это сокровище, завещанное вашими героическими предшественниками, вашими предками, — веру православную, воспитывайте в ней своих детей и внуков и помните, что именно вера есть сердцевина всех других добродетелей, в том числе любви к Отечеству и к родному краю. Хотел бы еще раз поблагодарить владыку Феогноста и всех, кто трудился над строительством сего нового храма. Призываю Божие благословение на землю Кубанскую, на всех вас, на местные власти, на приходских активистов, вообще на всех тех, кто сознательно хранит веру и замечательные традиции благочестивого народа Кубани.

А сейчас хотел бы в память о сегодняшнем богослужении преподнести для этого святого храма образ преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим жил в XVI веке на древней Смоленской земле, с которой связаны почти 25 лет моей архиерейской жизни. Покидая Смоленск, я взял с собой этот образ с частицей мощей. Хотел подарить в какой-нибудь храм, но как-то рука не поднималась — все-таки значительная часть жизни была связана со смоленскими обителями, с преподобным Герасимом. Но когда узнал, что есть возможность прибыть в этот храм, то подумал, что этот преподобный ликом своим будет действительно на подобающем месте, потому что такие выдающиеся угодники Божии, как Герасим Болдинский, реально соединяют нас со Святой Русью, со всей великой традицией нашего русского православного благочестия. И пусть каждый, кто приходит и прикладывается к образу преподобного Герасима в этом новом храме, помнит, что нам с вами не десять, не двадцать, не пятьдесят и даже не сто лет — мы из той глубины, в которой жили, трудились и молились великие подвижники земли Русской, и мы — их наследники. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, да хранит Господь сей град и сей вновь построенный храм — свидетель веры русских людей XXI века. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5940126.html

СОСТОЯЛСЯ КОНЦЕРТ ДЛЯ КЛИРИКОВ РОЖДЕСТВЕНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

Концерт состоится 11 ноября, в воскресенье, в Голицынском кабинете при храме св. блгв. цар. Димитрия при 1 ГКБ состоялся концерь для клириков Рождественского благочиния Восточного викариатства г. Москвы

Перед семьями священников выступили: Духовой ансамбль Министерства обороны, ведущий солист Московского академического театра оперетты Леонид Бахталин, Камерное трио (скрипка, флейта, фортепиано), Хоровая студия «Царевич», лауреаты международных конкурсов, артисты московских театров и оркестров. В программе прозвучали произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Г. Свиридова, арии и романсы русских и зарубежных композиторов и др.

13 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в это воскресенье, мы стоим на пороге завершения Пасхальных празднеств, и именно в этот день в Церкви предлагается хорошо известное евангельское повествование о слепом — о том, как Господь делает зрячим слепорожденного (Ин. 9:1-38). Чудо абсолютно не объяснимое — ни с медицинской точки зрения, ни с точки зрения человеческого опыта. Никогда ничего подобного не происходило с человеком, лишенным зрения от рождения, то есть с такими глубинными нарушениями всей системы, обеспечивающей видимое восприятие окружающего мира, что он видеть ничего не может. Но, вопреки историческому опыту всего человечества, Господь Иисус Христос исцеляет слепорожденного.

Это великое чудо было по-разному воспринято окружающими, и мало кто оказался способен узреть в нем явление силы Божией. Почему? Да потому что фарисеи, которые окружали Спасителя, не были готовы признать Его даже пророком, а тем более Сыном Божиим, обладающим Божественной силой. Иудеи в недоумении, в растерянности, и потому у них возникает стремление как бы минимизировать все то, что произошло. И мы знаем из сегодняшнего повествования, какие попытки были сделаны, чтобы скрыть от людей суть этого события.

Подобное желание скрыть от людей явление силы Божией, так отчетливо явленной в чуде исцеления слепорожденного, присутствует на протяжении значительной части человеческой истории. Но совершенно особым образом стремление скрыть силу Божию стало осуществляться, с опорой на множество человеческих сил, в то время, когда господствующей философской идеей мало-помалу сделалось отрицание Бога. Бога нет! А как же тогда всё произошло? А как же мир, который был создан? Наука утверждает, что вся вселенная существует не более четырнадцати миллиардов лет. Это огромный промежуток времени, нам трудно даже представить, что это такое, — но все же ограниченный промежуток времени. Значит, было время, когда вселенной не существовало. А как же возникла вселенная? И тут современному человеку предлагается множество разных теорий того, как вселенная появляется из ничего.

Опыт человека — каждого из нас и всего рода человеческого — таков, что из ничего ничто произойти не может. Ничто — это пустота, вакуум, ничто — это отсутствие всяких материальных и прочих сил и возможностей. А Господь силой Своей создает вселенную; и вот на протяжении многих и многих эпох люди пытались объяснить, как же все это произошло. И совершенно очевидно, что человек не может объяснить происхождение видимого мира. Хоть и существуют сегодня многочисленные теории того, как всё это произошло, но они остаются гипотезами. Доказать в точности, что всё было именно так, а не иначе, невозможно, потому что начало мира лежит вне человеческого опыта.

Тем не менее существует множество теорий, согласно которым мир произошел случайно, сам по себе, и эта поражающая своим абсурдом идея овладевает умами людей. Сегодня многие так и думают, что мир сам по себе произошел из ничего, и нужно сказать еще раз, что это странная с точки зрения человеческой логики идея разрушается нашим опытом, нашим пониманием жизни и, конечно, не может господствовать над родом человеческим.

Вот и сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что сила Божия действительно способна совершить то, что для человека представляется невозможным. Бог, создавший веки, создавший космос, в Сыне Своем явил некую крупицу Своего всемогущества, исцелив слепорожденного. И для нас, читающих этот дивный евангельский текст, очень важно понять, что в этом частном случае Бог открывает нам Свое всемогущество, Свою силу, Свою любовь к нам.

Сегодняшнее Евангелие действительно проникнуто удивительным откровением о том, что Бог — Всемогущий, что в Его руках всё — начало и конец мира, жизнь и смерть, здоровье и болезни, катаклизмы, штормы и штиль. Всё в Его руках, и потому сегодняшнее евангельское чтение должно укрепить всех нас в нашей вере, в понимании того, что сила Божия есть та сила, которая и создала мир, и управляет миром, и над нами имеет полное господство. А мы должны в ответ со смирением, любовью и полным пониманием принять это откровение о Божественном всемогуществе, о силе и любви Божией, которые являются в Его Промысле.

Наученные этим евангельским чтением, будем стараться укреплять свою веру. А если кто будет убеждать нас в том, что все произошло само собой из пустоты, из ничего — четырнадцать миллиардов лет назад ничего не было, и вдруг все появилось, — то давайте вспомним сегодняшнее чтение из Евангелия. Тогда мы поймем: не было у людей силы исцелить слепорожденного, как и сейчас нет, при всех достижениях науки и техники, но это чудо с легкостью совершает Спаситель, Сын Божий. Через это явление силы Божией будем помнить о том, что Бог — Творец и Промыслитель мира, Он над всеми, в Его деснице всё, и единственный наш ответ — это любовь к Богу за все то, что Он совершил и совершает; это стремление и желание жить по закону, который Бог дал людям, чтобы человек мог жить достойно, чтобы человек был счастлив.

И да поможет нам Господь именно таким образом воспринимать священные тексты, преломляя их через опыт своей жизни, через наше понимание того, что с нами происходит, дабы, соединяя свой опыт с величайшей мудростью Священного Писания, мы жизнь свою могли в полной мере передать в руки Божии и подчинить ее святой Божественной воле. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5817845.html

6 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

«Не только тело, но и душа любого человека нуждается в лечении», — епископ Пантелеимон

21 января председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон посетил пациентов с коронавирусом в инфекционной клинической больнице №2 города Москвы. Он совершил Божественную литургию в храме в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона на территории больницы. Епископ Пантелеимон также побеседовал с пациентами в нескольких отделениях, выразил слова поддержки больным, врачам и медицинским работникам, помолился о выздоровлении всех, кто проходит лечение в больнице.

Фото пресс-службы ИКБ №2

Для совместной молитвы в храме в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона на территории инфекционной клинической больницы №2 Москвы собрались сотрудники больницы, сестры милосердия и волонтеры. Обращаясь к прихожанам, епископ Пантелеимон отметил, что люди должны поддерживать друг друга, и общая молитва в храме – это возможность единения.

После Божественной литургии епископ Пантелеимон посетил акушерское отделение патологии беременности и 12-е инфекционное отделение, где находятся пациенты с коронавирусной инфекцией. Он побеседовал с пациентами, выразил слова поддержки больным и медицинскому персоналу, поблагодарил врачей и помолился о выздоровлении всех, кто проходит лечение в больнице.

Фото пресс-службы ИКБ №2

Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что приход священника всегда несет духовную поддержку и добрый настрой для больных. «Не только тело, но и душа любого человека нуждается в лечении», — сказал епископ Пантелеимон.

Епископ Пантелеимон посещает инфекционную клиническую больницу №2 в Москве не в первый раз. В 2013 году он участвовал в освящении храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона на территории больницы.

Фото пресс-службы ИКБ №2

В инфекционной клинической больнице №2 действует служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным православной службы помощи «Милосердие». Сестры милосердия ухаживают за пациентами  с ВИЧ и СПИД: помогают обездвиженным больным совершать гигиенические процедуры, кормят их, приносят им одежду и необходимые вещи, оказывают психологическую поддержку. Также при службе действуют курсы для добровольцев, где обучают всех желающих научиться оказывать помощь тяжелобольным ВИЧ-инфицированным людям.

Ранее епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон вместе со священнослужителями навещал пациентов с коронавирусом в больнице в Коммунарке, во временном госпитале в ТЦ «Москва» и на ВДНХ, в 15-й и 52-й больницах Москвы, в 119-й больнице ФМБА России, а также в Госпитале для ветеранов войн в Санкт-Петербурге. 

С апреля 2020 года при Синодальном отделе по благотворительности действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В спецгруппе 20 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение.

Со 2 апреля 2020 года по 23 января 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 1302 выезда: 499 — на дом, 803 — в больницу. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.

Больничная Комиссия Московской епархии организовала работу круглосуточного телефона +7-903-660-30-40. По этому номеру человек с коронавирусом в Москве может оставить заявку о совершении Таинств исповеди, соборования и причастия на дому или в больнице.

Сейчас в Москве большинство вызовов — в больницу, и в основном люди просят прийти к умирающим в реанимации. В среднем в день в Москве от 5 до 10 выездов священника. Также священники посещают людей с коронавирусом в других регионах.

При участии эпидемиологов в начале апреля Синодальный отдел по благотворительности разработал правила совершения треб на дому и в лечебных учреждениях при посещении людей с коронавирусом. Эти правила были разосланы во все епархии. Также сотрудники Синодального отдела по благотворительности записали обучающие видео для священников по использованию СИЗ. Более 3600 комплектов индивидуальных средств защиты направил Синодальный отдел по благотворительности для священников в 110 епархий для посещения больных с коронавирусом.  

Церковь оказывает не только духовную помощь людям, пострадавшим от коронавируса.

С июня 2020 года более 43 тысяч нуждающихся в 56 епархиях в России, Киргизии, Молдавии, Филиппинах и Восточном Тиморе получили продуктовую помощь от Синодального отдела по благотворительности. Эта помощь была приобретена на средства, собранные Синодальным отделом по благотворительности при поддержке сайта Милосердие.ру.

В России работают более 90 церковных приютов для бездомных, и в них фиксируется рост числа обращений на фоне пандемии.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви» и в группе Синодального отдела в FacebookVK, аккаунте Отдела в Instagram

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-posetil-pacientov-s-koronavirusom-v-infekcionnoj-bolnice-2-moskvy#

23 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Верейский Пантелеимон: В «красной зоне» снова нужны добровольцы

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Верейский Пантелеимон в статье в «Российской газете» рассказал о служении добровольцев в «красных зонах» стационаров.

«С появлением «омикрона» в России с каждым днем болеет все больше людей, заболевают врачи, медсестры. Нагрузка на медицинских работников и без того была большой, а сегодня становится еще больше — и не всегда они успевают обеспечить достаточный уход за больными. Вокруг нас по-прежнему много страдания, много тех, кому нужна помощь и поддержка», — отметил владыка Пантелеимон.

Глава Синодального отдела рассказал, что с апреля 2020 года у священников появилась возможность посещать больных. Для этого были подготовлены специальные группы священников, под надзором специалистов они прошли занятия, научились надевать и снимать средства защиты. С лета 2021 года московские больницы открыли двери для волонтеров, совместно с Департаментами здравоохранения и Департаментом труда и социальной защиты города Москвы были запущены специальные обучающие курсы.

«Человек, который находится на пороге смерти, очень часто хочет поговорить с кем-то, он думает, как примириться с близкими, его беспокоят какие-то поступки его жизни, он хочет попросить помощи у Бога, даже если не знает, как, — продолжил епископ Пантелеимон. — Для этого и нужна поддержка священника. Священник — человек подготовленный, он часто в жизни видит смерть и страдание. Но в больницах с нашей стороны нужны не только священники, но и волонтеры. Сами врачи сегодня нам говорят об этом».

По словам архиерея, «добровольцы берут на себя обязанности, которые медицинские работники не всегда успевают взять на себя из-за нехватки времени и сил. Медперсонала иногда не хватает для элементарных гигиенических процедур».

«К нам на курсы больничных добровольцев за все это время записалось свыше 1000 человек, сейчас в московские больницы регулярно ходят около 300 — но сегодня их не хватает», — свидетельствует владыка Пантелеимон.

«Добровольцы, соприкасаясь с болезнью, смертью, сами становятся лучше, стремятся к очищению, добру, после больничной палаты им часто хочется сделать что-то хорошее для своих близких. Такие люди сегодня очень востребованы в больницах. Ведь никогда не будет лишним человек, который будет с любовью, по-доброму относиться к другому. И мы сегодня очень ждем всех, кто готов присоединиться к этому служению», — заключил глава Синодального отдела по благотворительности.

Добровольцы помогают пациентам в приеме пищи, гигиеническом уходе, общаются с больными и поддерживают тех, кто лишен заботы и утешения родных и близких. Все добровольцы проходят обучение на специальных курсах по уходу, которые организованы Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете Москвы на базе Учебного центра Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, при поддержке Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты Москвы. Записаться в добровольцы «красных зон» можно, заполнив анкету на сайте Милосердие.ru или позвонив по телефону +7 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).По материалам сайта Диакония.ru

Информационный источник: http://moseparh.ru/episkop-verejskij-panteleimon-v-krasnoj-zone-snova-nuzhny-dobrovolcy.html

3 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up