Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы

Опубликовано: 30 апреля 2022

Категории: Новости

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Спаси Господи, дорогой владыка наместник, владыка ректор, отцы, братья и сестры!

Когда имеем — не ценим, а потеряем — плачем, как говорит народная пословица. Мне много и часто приходилось бывать в Лавре, так что обыденными становились эти посещения и молитвы. Конечно, мощи Преподобного не могут не вызывать совершенно особых чувств, и у этой святыни обыденности никогда не бывало. Однако богослужения проходили, как обычно, и с этим я уже как-то сроднился, привык. Но вот прошли два года, когда я был словно закован в цепи, ограничивавшие мое передвижение ввиду опасной пандемии. Я должен был прислушиваться к врачам, да, наверное, даже если бы не прислушивался, то трудно было бы мне добраться до Сергиева Посада. Оберегали очень сильно, чтобы не произошло никакого контакта с инфицированными. Наверное, так и должны были поступать все те, кто заботился о здоровье, и, может быть, уберегли меня таким образом от инфекции.

Но вот когда я сегодня, два года спустя, вошел под своды этого храма, я понял, какая же радость, какое счастье быть в обители Преподобного, в этих священных стенах. Когда мы бываем регулярно, острота восприятия святыни стирается из-за нашей человеческой слабости, но когда наступает время разлуки, особенно длительной, то соприкосновение со святынями Троице-Сергиевой лавры производит очень сильное движение души и осознание того, каково же значение Лавры Преподобного, вообще каково значение святыни в жизни православного христианина.

И как это чувство объяснить людям, лишенным веры? Не поймут, скажут «излишняя эмоциональность», «нервы слабые»… Но ведь все это неверно! И нервы в норме, и слабостей особых нет, особенно у многих из нас, закаленных трудностями жизни. Но когда соприкасаешься со святыней, то реально чувствуешь соприкосновение — с сердцем твоим, с разумом твоим — Божественной благодати.

И вот сегодня я пережил особую Пасху в своей жизни здесь, в Троице-Сергиевой лавре, когда после двухлетнего перерыва мог помолиться в этом замечательном соборе вместе с братией, владыками, с вами, мои дорогие, и вновь войти в эту духовную колею. И дай Бог, чтобы она никогда более не прерывалась на столь продолжительное время!

То, что произошло с народом, со всей страной, — это, конечно, напасть, болезнь, но ведь Господь, как учит Церковь, посылает нам болезни и скорби для нашего исправления. Очень важно, чтобы все мы сделали правильные выводы, вынесли нужные суждения из того, что с нами произошло за эти два тяжелых года. А если забудем, если скажем, что это очередная случайность, мало ли чего не бывает, то потеряем очень важное, не сделав из произошедшего нужный духовный, мировоззренческий вывод. А вывод для нас, верующих, такой: мы живем благодатью Божией, это не фантазия — это реальность; и когда пресекается возможность прикасаться к источнику благодати, тогда человек оскудевает и духовно, и физически.

Можно себе представить, что замыслили в свое время те люди, которые, производя политические перевороты в нашей стране, намеревались навсегда оторвать русский народ от веры, от благодати, от святыни, и во что бы мы все превратились. Но силой благодати Божией, несмотря ни на какие человеческие ухищрения, вера возродилась, храмы и монастыри открылись, и множество людей обратилось к Богу, — особенно это стало зримым в два года тяжелых испытаний пандемией.

Вот мое впечатление о Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя: за все годы моего Патриаршества никогда такой Пасхи не было, так много было народа, такими радостными были лица! И совершенно очевидно, что это результат того, что люди были оторваны от храма, в том числе от участия в Пасхальных богослужениях, в течение двух лет. А что было бы, если бы действительно была разрушена религиозная, церковная жизнь в нашем Отечестве? Какая бы была страшная пустыня и какими были бы люди — наверняка, тоже страшные, лишенные духовных и нравственных ориентиров. Но Господь не допустил свершиться этому страшному эксперименту над Россией — построению нерелигиозного, безбожного общества. Вот и сегодня небольшой двухгодичный перерыв в регулярном посещении храмов на мгновение ввел нас в соприкосновение с этой реальностью, отделенной от обычной регулярной церковной жизни; и как же чувствуется недостаток участия людей в этой регулярной церковной жизни, в регулярном посещении храмов, причащении Святых Христовых Таин! Но есть надежда, что все мы возвратимся, как говорит пословица, на круги своя. Посещение воскресных богослужений, посещение монастырей, храмов, участие в паломничествах — все это должно вновь возродиться и, может быть, с новой силой, с тем чтобы укрепились вера и благочестие в нашем народе.

Хотел бы поблагодарить владыку наместника, владыку ректора, всех вас, насельники дорогие святой обители, за то, что не умолкало богослужение, не потухали лампады, творилась молитва и сохранялся монастырский порядок. Обитель, несмотря на внешние скорби, сохраняла свою духовную жизнь, оставаясь великим центром благочестия и молитвы для всего нашего народа. Дай Бог, чтобы мы, вразумленные тяжелыми внешними испытаниями, еще и еще раз осознали важность нашей принадлежности Церкви, жизненную необходимость регулярного посещения храма, причащения Святых Христовых Таин, исповедования грехов наших. И если сохраним благочестие, присущее нашему народу, если еще более укрепимся в вере, если еще больше осознаем необходимость жизни в Церкви, то, несомненно, будем иметь силу отражать и физические, и духовные напасти, в чем бы они ни выражались и как бы они не осуществлялись.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь сию святую обитель и всех, кто с верой, благочестием и благоговением входит под своды ея святых храмов. Пусть благословение Божие, сила Духа Святого пребывает над всеми нами, укрепляя нас в вере и благочестии и помогая, несмотря ни на что, идти по выбранному нами пути жизни в Церкви, который, верим, приведет нас к Божественному Царству. Пусть благодать Святого Духа, излившаяся через освящение воды в сей святой пасхальный день, каждого из нас укрепит в благочестии и чистоте, в правильном духовном и умственном устройстве, чтобы никакие испытания, соблазны и искушения не могли повредить нашему духовному состоянию и сдвинуть нас с единственно правильного пути — пути в Царствие Божие через участие в жизни Святой Церкви, через принятие Святых Христовых Таин, через принесение покаяния и исповедание своих грехов. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да хранит Господь всех нас на этом спасительном церковном жизненном пути. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5922089.html

Финальный этап конкурса чтецов духовной поэзии

19 марта 2023 года состоялся финальный этап конкурса чтецов духовной поэзии и прозы среди школьников. В храме пророка Илии в Черкизове в исторической резиденции Московских митрополитов собралось около 50 участников с 1 по 8 класс из десятка общеобразовательных и воскресных школ Москвы и Подмосковья. Все они прошли предварительный отбор.

Всего на конкурс прислано свыше 70 заявок. В этом году состязание по декламации будет посвящено теме “Духовные стихи русских поэтов и воспоминания людей духовных”.

“Слово может убивать, слово может оживлять. Сила слова непревзойденна, поэтому очень важно владеть русским языком не только чтобы возвышаться и возвышать других людей, но и чтобы не навредить другим людям лишними словами. Сейчас идет Великий пост и в одной из молитв Великого поста содержится просьба освободить нас от празднословия. Празднословие — это не только когда мы говорим что-то избыточное в количестве, но это когда мы говорим слова лишние, неправильные, те, которые мы как христиане не должны говорить. Вот почему так важно научиться владению словом”, — сказал заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове епископ Зеленоградский Савва, открывая этап очных конкурсных выступлений.

В жюри конкурса вошли: епископ Зеленоградский Савва, директор Дворца творчества детей и молодежи “Преображенский” Елена Коминова, артист Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой Вячеслав Якушин.

Источник: https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/deti-iz-moskvy-i-oblasti-stali-pobeditelyami-konkursa-chteczov-duhovnoj-poezii-i-prozy-2023/

20 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

24 АПРЕЛЯ — ФЕСТИВАЛЬ ШКОЛЬНЫХ ХОРОВ

Преосвященнейщий Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством г. Москвы приглашает всех посетить Фестиваль школьных хоров.

Дорогие друзья, приглашаю вас послушать, как поют наши дети! 24 апреля в 18.00 в Соборной Палате Епархиального дома, где проходил Поместный Собор 1917-18 г.г. (ныне это здание Православного Свято-Тихоновского института, Лихов пер., 6) состоится замечательный хоровой вечер. (Вход свободный!) В одном концерте выступят три школьных хора: хор Петровской школы, хор Димитриевской школы и хор Варницкой гимназии. Каждый из хоров интересен по-своему, каждый добился определенных результатов, у каждого хора замечательные руководители, своя манера пения. Хором Петровской школы руководит дьякон Алексей Зайцев – хоровик с консерваторским образованием и с опытом хормейстерской работы в 20 лет. Под его началом поют хоры ПСТГУ, среди которых выделяется мужской хор Богословского факультета.

Хором Варницкой гимназии руководит Матвей Переверзев, выпускник ПСТГУ, ученик о. Алексея Зайцева. Его опыт гораздо меньше, но в нем горит огонь энтузиазма и жажда хорового дела, а потому в Ростове Великом он занимается не только с гимназистами-мальчиками из Варницы, будущими семинаристами, но и с младшими хорами городской гимназии Кекина.

Хором Димитриевской школы руководит Евгений Тугаринов, чей профессиональный опыт превысил 40-летний рубеж. За плечами Е. Тугаринова работа с любительскими, военными, учебными, профессиональными хорами, педагогическая работа в школах, музыкальных училищах, ПСТБИ и консерватории, регентская работа в Лондоне и Москве. Кстати, о.Алексей Зайцев является учеником Е. Тугаринова. Ныне Е. Тугаринов активно сотрудничает со школами Подмосковья, Суздаля, Мурома.

Итак, всё обещает пришедшему на концерт слушателю радость встречи с детскими хорами, исполнительский уровень которых несомненно доставит удовольствие каждому. Нынешний фестиваль уже VIII-й. За прошедшие годы гостями фестиваля были школьные хоры из Владимира и Суздаля. Теперь из Варницы, а это замечательный хор из 45 юношей. У фестиваля сложился свой формат, в котором основное место занимает пение сводных хоров, т.е. мы услышим хоры в 50, 100, 150 и 300 голосов. Прозвучат однородные хоры девочек и мальчиков и общий сводный хор всех участников.

Программа концерта:
Все хоры:
1.Чесноков, «Братья-славяне»
Свято-Петровская школа:
2. «Христос воскресе»
3. Чайковский, «Рассвет»
4. Соловьев-Седой, «Соловьи»
Варницкая гимназия:
5. Моцарт, «Lacrimosa» из «Реквиема»
6. Трубачев, Стихира преподобному Сергию
7. Гаврилин, «Город спит»
8. Кристофер Тин, «Baba yetu”
Свято-Димитриевская школа:
9. Чесноков, «Взбранной Воеводе»
10. Верди, Хор пленных евреев из оперы Набукко.
11. Кюи, «Царскосельская статуя»
12. Кант, «Буря море раздымает»
13. Шостакович, «Родина слышит»
14. Молчанов, «Жди меня»
Свято-Петровская школа:
15. Пахмутова, «Поклонимся великим тем годам»
Все хоры:
16. Эшпай, «Москвичи»
17. Мурадели, «Бухенвальдский набат»
18. «Нелюдимо наше море»
19. «Ангел вопияше»  (Балакирев-Непомнящий)

19 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

В Воскресной школе при храме прославили Рождество Христово!

12 января в Воскресной школе храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках состоялся детский праздник, посвященный великому событию — Рождеству Господа Иисуса Христа. Всех детей и их родителей, а также многочисленных гостей, со светлым праздником поздравил настоятель храма — иеромонах Афанасий (Иванов).

«Чествуя Рождество Господа нашего Иисуса Христа, юные актеры решили прежде всего прославить Его Пречистую Матерь, удостоившейся несравненной чести родить ожидаемого Мессию. Для нашего храма, посвященного преславному Успению Пресвятой Богородицы и в 2020 году отмечающему 345- летие это особенно важно. Ребята показали небольшую литературную постановку, посвященную основным событиям жизни Пречистой Девы Марии: Рождеству Богородицы, рассказав о Ее родителях Иоакиме и Анне для которых рождение долгожданного ребенка стало великой радостью, Введение во храм Пресвятой Богородицы во исполнения обета, данного Ее родителями Богу и о Благовещении Пресвятой Богородицы архангелом Гавриилом о рождении у Нее Сына, Спасителя мира.», — сказал настоятель.

«Далее, юные актеры разыграли веселую рождественскую сказку о ангелах, о добрых пастухах, о мудрых волхвах и о звезде, которая освящала им путь к младенцу Христу. И о хитрющих, «вредных» Бабе Яге, Лешем, Кикиморе и Домовом, которых светлый праздник, сделал добрыми и честными. Но на этом наш праздник не закончился, ребят ждали веселые конкурсы, где они состязались в меткости, бросая снежки в ведра, «примерзали» друг к другу разными частями тела образовывая смешную цепочку. И конечно же, в завершении праздника, по традиции все наши дети получали из рук Деда Мороза и Снегурочки, которые также пришли на праздник, заслуженные подарки!», — добавил отец настоятель иеромонах Афанасий.

15 января 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

25 апреля 2021 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Святейший Владыка совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день исполнен многих больших смыслов, и давайте еще раз сосредоточимся на том, что до нас доносит Евангелие. Господь воскресил Лазаря, то есть явил миру Свою огромную силу. Никто никогда не мог воскресить покойника, который больше трех суток находился во гробе и начал тлеть. Никому не было дано такой силы — ни египетским врачам, которые мумифицировали умерших, ни другим восточным мудрецам, занимавшимся медициной, как и сейчас никому не дано вернуть к жизни труп, который начал разлагаться. Конечно, это было ясное свидетельство тогдашнему Израилю о том, что явился Некто, кто обладает Божественной силой. Кто же еще поможет Израилю осуществить самую заветную мечту? А она была связана с конкретной политической целью — освободиться от власти римлян, язычников, чьи когорты топтали Святую землю. Конечно, можно понять чувства израильтян — они видели в оккупации надругательство над их верой, их святынями, и вполне естественно стали воспринимать Того, кто воскресил покойника, как человека, обладающего огромной силой, способного освободить Израиль от порабощения. И когда Господь из Вифании смиренно, на ослике, направился в Иерусалим, то люди побросали свои одежды, постелили ветви деревьев и кричали «осанна Сыну Давидову!» А у евангелиста Лука, писавшего по-гречески, употребляется не еврейское слово «осанна», а греческое δόξα — «слава». Так встречали полководцев: «Слава! Ты победил смерть, а значит, Ты выведешь нас из этого страшного римского пленения!» Но Господь даже внешним видом хотел показать, что Он совсем не полководец и не организует когорты израильтян для победоносной борьбы с римлянами, Он отказывается от всех видимых знаков власти и смиренно, на ослике, входит в Иерусалим как паломник. И с чего Господь начинает Свою миссию в Иерусалиме? Он изгоняет торгующих из храма. У Него нет когорт, которые помогли бы Ему это сделать. Он один плеткой изгоняет из храма торгующих, потому что они Дом Божий превратили в вертеп, то есть в место обогащения. И Господь полностью развенчивает надежды израильтян, причем совершает это не случайно, а в преддверии Своих страданий и крестной смерти.

И вот о чем нам следует теперь подумать. Как Церковь Божия, Церковь Господа и Спасителя Иисуса Христа, мы должны жить так, как Он жил, — по крайней мере, стремиться к этому. Но на этом пути существует множество преград и соблазнов, в том числе соблазн властью. Мы знаем, что в какой-то части христианского мира этот соблазн оказался настолько велик, что власть Церкви стала отождествляться с властью государственной и даже превосходить ее. Не будем вспоминать сейчас хорошо известные примеры из духовной жизни Западной Европы, где церковная власть боролась со светской за первенство и в течение веков утверждалась мысль о том, что власть Церкви должна быть больше, чем власть светская.

В нашей отечественной истории, в новейшей истории, были события, в которых я принимал непосредственное участие. Старшее поколение помнит, какой реальный гражданский конфликт разворачивался вокруг Белого дома. Тогда ко мне — а я был постоянным членом Священного Синода и председателем Отдела внешних церковных связей, которому было поручено взаимодействие и с Правительством, и с общественными организациями, — пришла делегация депутатов с просьбой возглавить политическую борьбу. И я не нашел никаких слов, кроме того, чтобы сказать: Весь опыт Церкви Вселенской и Русской свидетельствует о том, что если Церковь становится частью политической борьбы, то у нее сразу появляются политические противники, а ведь среди них могут быть люди православные. Значит, Церковь, борясь за власть, непременно становится фактором разделения народа. И возникает вопрос: если Церковь, отождествив себя с той или иной политической силой, становится фактором политической борьбы, то разве может она оставаться и авторитетом, и домом, и духовной Матерью для всех? Да никогда! Потому что, подходя к храму, тот или иной человек самого себя спросит: «А здесь мои политические друзья или мои политические противники?» А вот сегодня никто не сможет самому себе задать этот вопрос, подходя к дверям православного храма, — они открыты для всех, для всего народа нашего.

Почему я говорю сегодня именно на эту тему? А потому что перед нами образ Спасителя, смиренно въезжающего в Иерусалим на ослике, Спасителя, Который отказался от того, чтобы демонстрировать Свою силу. А уж какую силу Он имел! Сколько чудес совершил! И люди знали об этом, а Он словно дистанцируется от всякой силы. Поэтому Церковь Христова должна следовать всему, чему научена Спасителем, и никогда не отождествлять себя ни с одной человеческой силой, потому что, если отождествим себя с одной, то станем противниками для другой. Церковь должна быть открыта как общее пространство для молитвы и покаяния, как место духовного совершенствования. И тогда она действительно обретет способность соединять людей поверх национальных, политических и прочих границ.

Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. И если будет так, то Церковь никогда не перестанет быть силой, духовно объединяющей народ, силой, обладающей возможностью примирения даже в самых тяжелых обстоятельствах и в самые трудные времена. Церковь всегда останется родным домом для любого, кто желает и стремится ко спасению.

Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую, и духовенство, и мирян, и начальников больших и малых. Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией. И дай Бог, чтобы образ Спасителя, входящего в Иерусалим, который даруется нам сегодняшним евангельским чтением, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения. Аминь».

Затем Предстоятель вручил церковные награды:

— во внимание ко вкладу в развитие медицинского служения и в связи с 80-летием со дня рождения президент Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Министерства здравоохранения РФ, член Президиума РАН, академик РАН, профессор, президент Российской ассоциации эндокринологов И.И. Дедов был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, I степени;

— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения А.А. Золкин был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Очень радуюсь тому, что сегодня большое количество пресвитеров московских вместе со мной совершали Божественную литургию. Рад возможности возложить на вас соответствующие иерархические награды. Помогай Бог всем нам, слугам Божиим, в граде Москве достойно совершать свое служение. С праздником!».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-prazdnik-vxoda-gospodnya-v-ierusalim-predstoyatel-russkoj-cerkvi-sovershil-liturgiyu-v-xrame-xrista-spasitelya.html

26 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up