Портал Милосердие.ru запустил рождественскую акцию «Добрые мысли творят чудеса!». На сайте акции можно выбрать красивую необычную открытку, получить ее за небольшое пожертвование и отправить электронной почтой друзьям и знакомым.
Ангелы, волхвы-звездочеты с дарами, спешащие за звездой Рождества, императрица Екатерина Великая на балу на фоне Петергофа, солдаты-павловцы, чьи медные шапки напоминают елку, морозный рождественский пейзаж — эти изображения созданы специально для портала Милосердие.ru в сказочном и историческом русском стиле художником Русланом Трофименко. На каждой открытке помещена цитата из произведений христианского писателя, поэта или трудов святых — святителя Луки Крымского, Исаака Сирина, Паисия Святогорца, Григория Богослова, митрополита Антония Сурожского, оптинских святых и других отцов Церкви.
«Акция похожа на волшебную лотерею, в которой все билеты счастливые. Из коллекции добрых мыслей можно выбрать для себя то, что тебя особенно утешит и порадует, — рассказала фандрайзер портала Милосердие.ru Наталия Шиповских. — Открытка, которую получат участники акции, станет напоминанием о сделанном добром деле. А еще можно переслать ее друзьям, чтобы поделиться радостью и поздравить с праздниками».
Средства, собранные в ходе акции, будут направлены на обеспечение работы портала; каждый пожертвованный на работу редакции рубль приносит 3,5 рублей на адресную и системную помощь нуждающимся, сборы для которых ведет портал Милосердие.ru.
Акция продлится до 20 января 2022 года и работает следующим образом:
участники выбирают праздничную мысль-открытку, нажав на любую из карточек на сайте;
превращают добрую мысль в доброе дело, поддержав портал Милосердие.ru небольшим пожертвованием;
получают открытку с доброй мыслью-цитатой на электронную почту.
Милосердие.ru — проект службы помощи «Милосердие», социальное СМИ, у которого более миллиона читателей ежемесячно. Миссия портала — вдохновлять на добрые дела, просвещать и утешать. Как сайт прямой помощи Милосердие.ru собирает средства для нуждающихся. В 2020 году портал собрал 112 млн рублей малообеспеченным, оказавшимся в беде, тяжелобольным, пожилым, многодетным. За 17 лет работы портал организовал адресные сборы почти на 800 млн рублей и помог более чем 2000 человек.
Возобновлены работы по реконструкции храма в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на 9-й Парковой.
В центральной части храма заливаются бетонные перекрытия. Продолжается возведение северной пристройки, где будет расположен лифт для маломобильных прихожан. Ведется монтаж инженерных сетей в западной части храма, где будут расположены социальная служба, административные помещения и воскресная школа.
«До сентября необходимо перенести тепловой узел. Закончился срок технических условий действующего теплового узла, в соответствии с проектом строительства его нужно перенести, согласовать документацию и ввести в эксплуатацию. Все работы должны быть завершены до осени, иначе зимой храм может остаться без отопления.«, — отметил настоятель протоиерей Иоанн Ермилов.
Чтобы начать работы приходу необходимо собрать 1,5 миллиона рублей. Ознакомиться со сметой работ и помочь общине можно на сайте храма.
При храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери действует воскресная школа. Священники храма посещают Психоневрологический интернат №12 (9-я Парковая ул., д. 53), где совершают молебны о здравии с водоосвящением, литии; исповедуют и причащают больных. Летом 2013 года сформирована группа добровольцев-волонтеров, которые окормляют нуждающихся жителей района. Приход в соработничестве с фондом «Русская Береза» также оказывает помощь малоимущим семьям и одиноким людям, проживающим в отдаленных уголках нашей Родины. На приходе создана группа поддержки заключенных, которым на пожертвования верующих собирают посылки с вещами, продуктами, ладаном, свечами и др.
1 июля 2022 года стартует XVIII Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», посвященный 600-летию со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Конкурс пройдет в двух возрастных категориях: 9-12 лет и 13-17 лет.
Основные цели мероприятия: повышение интереса детей и юношей к отечественной истории; создание творческой и развивающей культурно-образовательной среды для подрастающего поколения через организацию культурно-образовательной программы для победителей конкурса.
Конкурс проводится в четырех номинациях: «Основная тематика»; «Православная икона»; «Роспись по фарфору»;«Рассказ».
Организаторы конкурса — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и АНО «Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение»». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
2 мая 2023 года для специалистов Восточного викариатства состоялся методический семинар в дистанционном формате по написанию информационных заметок, на котором участники обсудили актуальные вопросы новостной журналистики.
Ведущим семинара стал пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата Василий Рулинский.
Специальный корреспондент ТАСС (куратор темы религии) Сергей Стефанов рассказал об основных правилах составления информационных заметок в современных СМИ, обратив существенное внимание на эмоциональную составляющую и временные рамки размещения заметки.
Редактор сайта Синодального отдела по благотворительности Ольга Невзорова рассказала об организации процесса передачи новостей от представителей епархиальных отделов по благотворительности и социальному служению в Синодальный Отдел, обратив особое внимание участников на отдельные формулировки в тексте и качество фотографий.
В семинаре приняли участие: — ответственные по информационной работе Восточного викариатства; — представители Отдела по делам молодёжи Московской (городской) епархии; — члены Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии при Епархиальном совете города Москвы; — представители епархиальных отделов по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Вопросы, поднятые на встрече: — что такое информационный повод, что им является, а что нет; — что самое главное в информационной заметке? Из чего она состоит?; — Типовые ошибки информационных заметок; — Оперативность – что это такое и как ее добиться; Сколько времени уходит на написание 1 короткий новостной заметки в ТАСС? — Как научиться быстро и качественно писать информационные заметки? — Зачем следить за новостной повесткой? И как понимать – что сейчас в центре внимания? — Есть ли место эмоциям в новостях? — Из сложного сделать просто: как сокращать текст, чтобы в нем было больше смыслов?