В день памяти прп. Серафима Саровского Патриарх совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В день памяти прп. Серафима Саровского Патриарх совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Опубликовано: 1 августа 2021

Категории: Новости

1 августа 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, праздник обре́тения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

В этом году отмечается 30-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие участникам торжеств, которые проходят в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре по случаю дня памяти и 30-летия принесения в этот монастырь мощей преподобного Серафима.

***

19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года, в день рождения преподобного Серафима Саровского, в Сарове при участии Царской семьи состоялась канонизация почитаемого старца. Его святые мощи были открыты для всеобщего поклонения.

В 1920 году в г. Темникове представителями советской власти мощи прп. Серафима, вывезенные из Сарова, были вскрыты. Известно, что затем их перевезли в Москву, в Донской монастырь, превращенный в музей атеизма, затем их след затерялся.

В 1990 году мощи преподобного были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (при советской власти ставшем Музеем истории религии и атеизма). 11 января 1991 года мощи преподобного Серафима были переданы Русской Православной Церкви. В июле состоялось их перенесение в Дивеево. Путь следования Всероссийского крестного хода со святыней лежал через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Арзамас, где при большом стечении народа проходили торжественные богослужения. От Москвы святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода. В перенесении вновь обретенной святыни участвовали более 50 тысяч верующих.

30 июля 1991 года рака с мощами преподобного Серафима была помещена в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, а 1 августа на монастырской площади Святейший Патриарх Алексий при большом стечении народа совершил торжественную Литургию.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5833577.html

13 июня состоялось заседание Высшего Церковного Совета

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов».

Патриарх Кирилл считает, что забота Церкви о молодежи должна быть абсолютным приоритетом в деятельности духовенства. 
Он подчеркнул, что в Церкви уже давно назрела необходимость специальных «программ очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту». 
По его мнению, «для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители». 
Кроме того, Патриарх Кирилл предложил «интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы – не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные». 
Вместе с этим, говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, Предстоятель РПЦ напомнил, «что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети». 
По словам Патриарха, слишком часто социальные сети «становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход». 
Именно поэтому, обращаясь к священникам, Святейший Владыка в очередной раз подчеркнул, что «работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место», потому что, по его словам, «забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом». 

17 июня 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Москве проходит XI Рождественский фестиваль духовной музыки

14-24 января 2021 года в Москве проходит XI Рождественский фестиваль духовной музыки.  Ежегодный Рождественский фестиваль знакомит слушателей с многовековыми традициями христианской музыкальной культуры. В программе нынешнего фестиваля представлена европейская духовная музыка разных веков и стилей — от традиционных напевов до сочинений современных композиторов: русская и западноевропейская духовная музыка, народные песни, рождественские колядки, хоралы и гимны.

14 января, в день открытия фестиваля, в Московском международном доме музыки выступил Московский Синодальный хор, отмечающий в этом году свое 300-летие. Он был образован по указу царя Петра I на основе хора патриарших певчих дьяков. На протяжении всей своей истории коллектив участвовал как в главных церковных богослужениях, так и в важных государственных церемониях; для него писали музыку П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов; попечение хора осуществлял генерал-губернатор Москвы великий князь С.А. Романов.

В первой части концерта 14 января приняло участие детское отделение Московского Синодального хора, представившее программу рождественских песнопений и духовных стихов. Солировали: Мария Шенталинская (колесная лира), диакон Димитрий Коростелёв (рояль), Марина Воинова (орган), дирижер — Наталья Асмус.

Затем на сцену поднялся Молодежный Синодальный хор под управлением Михаила Котельникова. Коллектив исполнил песнопения А. Вискова, протоиерея Николая Ведерникова, А. Шнитке. Состоялась премьера произведения «Слава в вышних Богу» (автор М. Котельников). Солистами выступили Анастасия Зубкова (сопрано), Анастасия Артамонова (сопрано), Анна Половинкина (сопрано), Маргарита Калинина (меццо-сопрано), Илья Хардиков (тенор), Чингис Баиров (бас), Селена Поденная (дискант).

Во втором отделении концерта Московский Синодальный хор исполнил свою юбилейную программу шедевров русской духовной музыки разных веков — от знаменного распева до сочинений митрополита Волоколамского Илариона. В Большой состав Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова вошли 80 профессиональных певчих. Солистами выступили Варвара Федотова (сопрано) и Евгения Кузнецова (меццо-сопрано), дирижеры — Александр Майоров и Алексей Пузаков. Этот концерт стал первым в ряду юбилейных мероприятий, приуроченных к 300-летию Московского Синодального хора.

16 января в рамках фестиваля выступил хор мальчиков училища им. М. И. Глинки,  исполнивший шедевры духовной музыки Чайковского, Рахманинова и русские народные песни. 17 января была представлена программа «Органная музыка Баха» (Людмила Голуб, орган; ведущий — Артем Варгафтик).

Дальнейшая программа фестиваля:

20 января — Ф. Мендельсон. Оратория «Илия» для солистов, хора и оркестра на тексты из Ветхого Завета, соч. 70. Академический Большой хор «Мастера хорового пения». Национальный филармонический оркестр России. Дирижер — Арсентий Ткаченко.

21 января — хор Московского Сретенского монастыря. В программе — шедевры мировой музыки.

24 января — закрытие фестиваля. Академический большой хор «Мастера хорового пения», Национальный филармонический оркестр России. Л. ван Бетховен. «Торжественная месса» для солистов, хора, оркестра и органа (Missa solemnis), op. 123. Дирижер — Владимир Спиваков.

Дополнительная информация представлена на сайте Дома музыки.

Информационный источник  http://moseparh.ru/v-moskve-proxodit-xi-rozhdestvenskij-festival-duxovnoj-muzyki.html

17 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

10 апреля 2023 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Зарайский Константин; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков Восточного викариатства Московской епархии были удостоены следующих богослужебно-иерархической наград:

права ношения креста с украшениями

  • — иерей Димитрий Дворников, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • — протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный храмов Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • — протоиерей Евгений Зуев, клирик храма Рождества Христова в Измайлове;
  • — протоиерей Василий Клочков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках;
  • — протоиерей Алексий Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Косине;
  • — протоиерей Илия Провада, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском;
  • — иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове;
  • — протоиерей Виктор Сарана, клирик храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше;
  • — иерей Георгий Узун, клирик храма Собора новомучеников и исповедников Российских, Патриаршего подворья в Новокосине;

права ношения двойного ораря

  • — диакон Виталий Атрошенко, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • — диакон Димитрий Пушкарев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове;
  • — диакон Андрей Рождественский, клирик храма преподобномученицы Елисаветы, Патриаршего подворья в Восточном Измайлове;
  • — диакон Максим Скворцов, клирик храма равноапостольного князя Владимира, Патриаршего подворья в Новогирееве.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Коблов, клирик Московского подворья Валаамского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первый день Страстной седмицы посвящается воспоминаниям о неплодной смоковнице, которая была осуждена Господом и засохла (Мф. 21:18-43).

Каждый вечер Господь покидал Иерусалим — отдыхал, беседовал со Своими учениками, а утром снова возвращался. По пути в Иерусалим Он проходил мимо смоковницы, то есть инжирного дерева, и, наверное, испытывал с утра естественное желание что-то вкусить. Однако, когда Он возжелал утолить голод, плодов на смоковнице не оказалось, и Господь осудил это древо так, что оно засохло.

Критически настроенные комментаторы, делавшие замечания по поводу этого евангельского текста, доходили до того, что обвиняли Господа в жестокости: «Как же так — проповедует любовь, а ни за что дерево осудил! Да еще так осудил, что оно засохло! Где же здесь любовь? Какие же ужасные противоречия скрываются в Новом Завете, и как только люди это слушают! И не только слушают, но и принимают близко к сердцу и уму то, что в этой книге написано!»

А ведь на самом деле Господь осудил смоковницу не потому, что был голоден, а она не дала Ему возможность вкусить пищи. Господь возлагал на себя сорокадневный пост в пустыне — сорок дней и ночей Он провел в уединении и в полном отказе от всякой пищи. Поэтому осудил смоковницу, конечно, не за то, что Не смог от нее напитаться, а за то, что она явилась неким символом лицемерия, обмана. Через смоковницу Господь осудил лицемерие, которое в то время действительно поработило сознание иудеев, причем именно тех, кто была ответственен за религиозную жизнь всего народа. Так называемые фарисеи — это образованные люди, которые были учителями народа, но, нередко возлагая бремена неудобоносимые, сами не исполняли того, чему учили (см. Мф. 23:4). И Господь, осуждая смоковницу, осуждал лицемерие фарисеев, и не только фарисеев, но и всех тех, кто был после них.

А разве сегодня нет лицемерно верующих людей? В советское время таких практически не было, потому что проявлять свою религиозность было небезопасно. А теперь почему бы не продемонстрировать свою религиозность, лишний раз не сказать о приверженности традициям? Но что если спросить такого человека: «А как насчет Великого поста? Вы вообще поститесь? И поститесь ли, как полагается православному христианину?» Если человек честный, он скажет: «Нет, к сожалению», а нечестный будет говорить что-то невнятное по этому поводу.

Другими словами, осуждение смоковницы — это осуждение лицемерия, и неслучайно мы слышим это повествование в самом начале Страстной седмицы, с тем чтобы не было в наших с вами мыслях и поступках даже тени лицемерия. С чистой совестью, исторгая любые остатки греховных мыслей, мы должны идти навстречу воспоминаниям о страданиях Спасителя, Его крестной смерти и Его Воскресении. Потому и напоминает нам Церковь о том, как Господь наказал неплодную смоковницу, явившуюся неким символом человеческого лицемерия.

Каждый день, особенно во время Страстной седмицы, сопровождается очень глубокими, исполненными огромного духовного смысла чтениями, молитвословиями, но как важно, чтобы мы с вами не просто стояли в храме, думая о чем-то своем, далеком от молитвы и духовной жизни! Давайте постараемся вслушиваться в слова, которые произносятся, особенно в евангельские тексты, с тем чтобы действительно, насколько возможно для нас, людей слабых и ограниченных, приобщиться к Божественной мудрости, которая не только обогащает наш разум, но и реально спасает наши души.

Каждый день Страстной седмицы наполнен очень большим духовным содержанием. И дай Бог нам, приобщаясь к этим Божественным смыслам и затем проецируя их на свою собственную жизнь, осознать, насколько же мы отходим от тех духовных идеалов, которые Господь нам предначертал. Осознавая свою отдаленность от Божественного предначертания, испросить еще и еще раз у Господа прощения за нашу слабость, за наше нерадение, за наше окамененное нечувствие, за нашу неспособность не только умом, но и сердцем, и душой, и всем своим существом принимать слово Божие и по мере сил претворять в своей жизни.

Всех вас поздравляю с Великим Понедельником и желаю всем нам в мире душевном, благочестии, чистоте, добрых мыслях и молитве провести предстоящие святые дни Страстной седмицы. Храни вас всех Господь».

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками.

«Помогай вам Бог, дорогие отцы, нести такую важную спасительную вахту, оберегая наш народ от множества соблазнов, скорбей, сомнений и всего того, что обрушивается на современного человека через СМИ, через другие источники; и все, что обрушивается, — все направлено на то, чтобы человек забыл о Боге, за редчайшим исключением. Поэтому вахта наша с вами сегодня особенно ответственная и сложная. Помогай вам всем Господь в трудах!» — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл награжденных.

От лица награжденных священников со словами благодарности к Святейшему Владыке обратился протоиерей Александр Птицын, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских Ворот.

От лица награжденных диаконов Святейшего Патриарха поблагодарил диакон Леонид Набатчиков, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии.

Источник: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://moseparh.ru/v-ponedelnik- strastnoj-sedmicy-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-prezhdeosvyashhennyx-darov-v-xrame-xrista-spasitelya.html

10 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Приход пророка Илии в Черкизове проводит онлайн-фестиваль «Незнакомые святые»

Онлайн-фестиваль «Незнакомые святые» проводится в марте и апреле 2021 года храмом пророка Илии в Черкизове. Участниками могут стать учащиеся среднеобразовательных и средне-специальных учебных заведений с 1 по 11 класс.

От учебного заведения принимается одна заявка от одного класса. Школьникам предлагается выбрать святого Русской Православной Церкви XIX-XX вв. и подготовить видеосюжет о нем длительностью не более 3 минут. Все члены команды распределяют повествование между собой, рассказ должен содержать краткое жизнеописание святого, душеполезный случай из его жизни, пример (ы) помощи святого в наши дни.

В видео необходимо включить изображение святого (икону или фотографию). Также допускается использование фотографий святого в разной обстановке, фотографии или картины его родных мест, его могилы, географические карты и другие изображения на выбор создателей видео.

Десять лучших видеороликов будут выставлены на информационных ресурсах Илиинского прихода, победители получат дипломы. С условиями участия в конкурсе, критериями оценки выступления и формой заявки можно ознакомиться в Положении об онлайн-фестивале «Незнакомые святые».

Согласовать тему и прислать заявку на участие в фестивале необходимо не позднее 27 марта 2021 года по электронному адресу
metodist@hramilii.ru. Видеосюжет необходимо разместить на платформе www.disk.yandex.ru или ином виртуальном диске и прислать ссылку на него не позднее 10 апреля 2021 года по электронному адресу metodist@hramilii.ru.

Подведение итогов фестиваля состоится 17 апреля 2021 года.

Информационный источник: https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/iliinskij-prihod-priglashaet-shkolnikov-v-konkurs-chteczov/

22 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up