Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 22 августа 2021

Категории: Новости, Патриарх

22 августа 2021 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? И кто разорит храм сей, того разорит Господь» (1 Кор. 3:9-17).

Человек — храм Божий. Это очень сильные слова. Но о каком же человеке идет речь? Речь идет об образе Божием в человеке. Как замечательно сказал Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы», достоинство человека — в том, что он несет в себе образ Божий. Именно в том, что в нас есть образ Божий, в том, что мы созданы по образу Божиему, и заключается достоинство человека, и ни в чем другом; и Достоевский говорит об этом с особой силой.

Но несколько позже, чем Достоевский, появился другой писатель, который провозгласил иную формулу: «Человек — это звучит гордо». Какой человек? Не сказано; просто «человек — это звучит гордо». А если этот человек творит беззаконие, если он сбрасывает бомбы, если он мучает, терзает других людей? Разве можно сказать, что имя такого человека звучит гордо? Вот почему ценность человека определяется не столько его природой (хотя, конечно, также и природой, потому что она Богом создана), сколько его личностью.

Человек может быть творцом и разрушителем, любящим и ненавидящим, радующимся и озлобленным, — мы знаем разные типы человеческого поведения. А потому сегодняшние слова апостола — знаете ли, что вы храм Божий? — являются, с одной стороны, свидетельством Божественного замысла о человеке, но, с другой стороны, и сильным напоминанием о том, каким должен быть человек согласно Божественному замыслу. Человек должен действительно стать храмом живущего в нем Святого Духа. Это и есть главное предназначение человека — не в том, чтобы его имя звучало гордо, а в том, чтобы в его жизни отображалось Божие присутствие. Именно с такой жизнью и ни с чем другим связывается наше понимание счастья.

Если эти Божественные слова войдут в сознание современного человека, то он поймет, как справедлива русская пословица «без Бога — ни до порога». Поймет, что подлинного счастья — всеобъемлющего, начинающего здесь, на земле, и переходящего в вечность, — человек без Бога обрести не может. Может быть видимость счастья — успех, удача, деньги, общественное положение, хорошая машина, квартира; но мы знаем, какие трагедии происходят в особняках и прекрасных квартирах. А внешние условия жизни, столь вожделенные для некоторых, становятся абсолютно бесполезными перед лицом болезней, скорбей, семейных драм и многого другого, что терзает жизнь человека вне зависимости от его материального достатка или общественного положения.

Замечательные слова Федора Михайловича Достоевского перекликаются с сегодняшним апостольским чтением: знайте, что вы храм живущего в вас Духа Божиего. И если человек становится храмом, вместилищем Божественного Духа, то грехи его прощаются, испепеляются его недостатки и человек вне зависимости от образования, положения в обществе и тем более материального достатка начинает жить Божественной жизнью. Благодать Божия укрепляет внутреннюю жизнь человека, и вместе с ней приходят в сердце радость, покой, мир, способность терпеть и прощать, но, самое главное, способность по-настоящему любить, — а ведь это и есть вершина счастья.

Поэтому для всех, кто взыскует счастья, нужно ответить на вопрос: а что определяет саму возможность обладать этим счастьем? И вдумчивый ответ будет таким: все то, к чему стремится человек, — власть, богатство, общественное положение — никоим образом не формирует внутреннее духовное состояние, именуемое счастьем. Это совсем не значит, что нужно отказываться от того, чтобы работать, чтобы в соответствии с работой иметь хорошее материальное положение, чтобы стремиться развивать свои интеллектуальные, духовные и прочие способности и в ответ на это получать признание окружающих, в том числе выражающееся в продвижении по службе, по работе. Все это вполне возможно, Господь не отвергает такое стремление людей, но Он предлагает всем нам правильно расставить жизненные акценты. И если стремление к внешнему успеху становится доминантой нашей жизни, если все остальное застилает глаза, то, несомненно, человек теряет саму способность быть счастливым. А если очень коротко, буквально в двух словах, сегодняшнее чтение призывает нас осознать: для того чтобы быть счастливым, для того чтобы стать храмом Божиим, нужно открыть свое сердце Богу и помнить, что общение с Богом, жизнь во Христе — это и есть единственный путь, который открывает дорогу к человеческому счастью.

Вразумленные словом Божиим и замечательными мыслями нашего великого писателя, будем стремиться так идти по жизни, чтобы Дух Божий господствовал в нас и чтобы жизнь в Боге стала нашей жизнью. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Епископ Пантелеимон: как встретить праздник Рождества Христова

Статья епископа Пантелеимона в газете «Известия» — о том, как встретить праздник Рождества

Перед Новым годом я посещал больных коронавирусом в «красных зонах». Поздравлял их и с наступающим Рождеством. Вряд ли они смогут прийти в храм 7 января, даже если их до этого выпишут из больницы. Они должны будут находиться дома на изоляции еще две недели. Я предложил им почитать о Рождестве в интернете, послушать трансляцию или посмотреть рождественскую службу по телевизору.

Надеюсь, что вы, дорогие читатели «Известий», сможете прийти в храм на праздник вместе с детьми, которых особенно призывает к Себе Христос.

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Бог, сказавший эти слова, в Рождество Сам пришел на землю как Младенец.

Каждый год этот Праздник возвращает нас в детство. Каждый год с этим Праздником мы можем начать жизнь заново.

2021 год назад с Рождением Богомладенца Христа на земле началось Новое время. Новый год — для многих самый радостный праздник. Его хорошо праздновать в детстве. Ты веришь в Деда Мороза, тебя радуют недорогие подарки, елочные игрушки кажутся сказочно красивыми. Во взрослой компании на Новый год уже нет той чистоты и ожидания чуда.

Но Рождество Христово — это всегда приобщение к чуду Любви, к чистоте обновленной Богом человеческой природы.

В Рождество мы можем начать новую жизнь, найти новое счастье, обновиться душой. Мы можем заново родиться с Богомладенцем Христом.

Праздник Рождества Христова открывает новый цикл воспоминаний о земной жизни Спасителя. Его жизнь — тайна для современного мира. Узнавшие эту тайну приобщаются к чистой радости детства и к высшей мудрости понимания смысла жизни.

Бог пришел на землю, чтобы прожить трудную человеческую жизнь, исполненную страданий. Он жил среди непонимания, зависти и злобы. Его жизнь была куда труднее, чем для нас — уходящий год. Он прошел через эту жизнь и не удостоился в ее конце благодарности и почета, а принял крестную и позорную смерть.

Но Он воскрес! Воскресение Христово осталось тайной для многих — после Воскресения Он явился только тем, кто верил в Него. Христос оставил Своих учеников, взойдя на Небеса, но не покинул нас. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Господь хочет быть с каждым из нас во все дни нашей жизни.

И Рождество — это предпразднование Его Воскресения, вторая Пасха!

Мы восклицаем в Рождество: «С нами Бог!» — и Он действительно с нами. Он с нами тогда, когда мы верны Его словам, когда стараемся их исполнить.

Он с нами тогда, когда мы приходим в храм, чтобы приобщиться Его Тайнам. Он с нами и тогда, когда мы приходим к больным и несчастным, когда заботимся о нуждающихся.

Бог близок больным и бедным. Те, кому даны здоровье и богатство, должны заботиться о бедных и немощных, чтобы приобщиться ко Христу. Он родился вне домашнего уюта в холодной пещере, кроваткой для Него стала кормушка для скота. И мы в Рождество призваны позаботиться о тех, у кого нет дома, кому голодно, холодно и одиноко, кто болеет и нуждается в утешении.

В Рождестве Христовом соединяются величие и убогость, мудрость и младенческая простота, благолепие и нищета.

Сегодня мы готовимся встретить Христа не в пещере, а в богато украшенных храмах. Но и в этих храмах Он является не в золоте и пышности облачений, а в простоте Хлеба. И каждый храм, как Вифлеем — Дом Хлеба. Не только потому, что так переводится с еврейского название города, где родился Спаситель. Но прежде всего потому, что в храме мы имеем возможность приобщиться Хлебу Жизни, которым Бог стал, придя на землю.

В Рождество мы призываемся прийти и принести Ему дары, подобные тем, которые принесли Ему волхвы. Но вместо смирны мы можем принести смирение, вместо ладана — молитву, вместо золота — любовь.

Для многих был труден и страшен уходящий год. Каким будет год грядущий?

Нельзя забывать, что испытания зачастую попускаются нам для вразумления и исправления. Меня поразила одна женщина в больнице. Она рассказала, как обрела в страдании веру в то, что Бог не попускает ничего, что превысило бы наши силы. Она почувствовала в болезни близость Христа, научилась живой неформальной молитве, осознала свои ошибки и благодарила Бога за помощь.

Праздником Рождества Церковь призывает прожить грядущий год вместе со Христом. Разделить Его унижение, воспринять Его славу и войти в Его радость, превосходящую все удовольствия этой жизни.

Информационный источник: Статья на сайте «Известий»

6 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Экскурсия в Заиконоспасский монастырь

14 мая в рамках духовного окормления колледжей Восточного округа г. Москвы иерей Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, вместе со студентами колледжа ТК 21 посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположенный в Китай-городе в Москве, на Никольской улице.

Этот монастырь основан в 1600 году по указу Бориса Годунова. Название объясняется тем местом, где он был построен — за находящимся до середины XVII века в Китай-городе иконным рядом, где можно было выменять икону (отсюда название «Заиконоспасский»).

До начала 1800-х годов в этом месте располагалась Славяно-греко-латинская Академия, в которой учились многие известные деятели науки и искусства: Ломоносов, Баженов и другие.

Отцу Николаю, преподавателям и студентам колледжа провели экскурсию по монастырю, рассказали о истории, жизни и святынях монастыря.

Кульминацией экскурсии был подъем на колокольню, где открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы.

Студентов сопровождали сотрудники колледжа:
— Нуждаева Светлана Александровна (советник директора по воспитанию);
-Доёнкина Екатерина Владимировна (преподаватель творческих дисциплин);
— Екатерина Викторовна Кислинская (специалист по связям с общественностью)

16 мая 2025
ПОДРОБНЕЕ

Священники поддержали почти 2000 человек с помощью общероссийской горячей линии #МыВместе

За два месяца в рамках проекта общероссийской горячей линии #МыВместе 32 московских священнослужителя Русской Православной Церкви ответили на более чем 1900 звонков по вопросам духовной помощи. 

Священники принимают звонки круглосуточно с 18 апреля. Вызов, в случае соответствующего запроса позвонившего, переадресуют на священника операторы горячей линии. В дневном режиме (с 7 до 23 часов) священники разделены на две смены, в каждой из них по 12 человек, смена меняется каждые 3 дня. В ночном режиме (с 23 до 7 утра) священники разделены на 4 смены, в каждой из которых по 2 человека. В дневную смену в поступает 40-50 звонков, в ночную – 10-15.

Несмотря на смягчение карантинных мер, многие люди продолжают звонить и задавать вопросы.

«Просьбы поступают из разных уголков страны. В основном люди обращаются за серьезными духовыми советами и обсуждают проблемы семейной и внутренней жизни», — отметил кандидат исторических наук, декан исторического факультета ПСТГУ протоиерей Андрей Постернак – он дежурит в дневное время.

«Ночью звонят из центральных регионов и Дальнего Востока. Люди уже больше привыкли к карантину, для них это не какое-то событие, которое совсем выбивает их из колеи. Но тем не менее востребованность в этой линии есть, особенно у людей, далеких от Церкви, которые не решаются заговорить с местным священником», — рассказал настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Напоминаем, что в колл-центр можно обратиться круглосуточно. Телефон горячей линии: 8 (800) 200 3411.

Проект общероссийской горячей линии #МыВместе по поддержке и координации помощи людям, которые попали в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса COVID-19, реализуется Общероссийским народным фронтом в партнерстве с Фондом Росконгресс, Ассоциацией волонтерских центров, Всероссийским общественным движением добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», «Волонтерами Конституции» и ПАО «Ростелеком».

В период карантина Церковь открыла 96 горячих линий, действуют более 100 православных добровольческих служб, почти 7 тысяч церковных волонтеров участвуют в помощи.

В связи с пандемией более 100 тысяч человек нуждаются в срочной продуктовой помощи в России и других странах. В епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. На сайте Милосердие.ру открыт сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды. 

Поддержать сбор средств можно на сайте Милосердие.ру, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом Еда и суммой пожертвования. Например, Еда 300.

Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина – в последней информационной сводке Синодального отдела по благотворительности.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

18 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Привалова) во епископа Клинского

21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Стефана (Привалова), председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, во епископа Клинского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Также, указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии к празднику Святой Пасхи 2019 года былb удостоенs права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни», в том числе клирик Восточного викариатства г. Москвы протоиерей Владимир Бушуев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове г. Москвы;

22 апреля 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up