Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

13-15 мая в Москве пройдет X Общецерковный съезд по социальному служению

Опубликовано: 12 мая 2021

Категории: Новости

13-15 мая 2021 года в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет проходить X Общецерковный съезд по социальному служению — крупнейший форум Русской Православной Церкви в сфере благотворительности.

Юбилейный съезд приурочен к 30-летию благотворительности в современной России, 30-летию возрождения социального служения Церкви и 30-летию Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

В съезде примут участие 1500 человек — все, кто отвечает в Церкви за социальное служение, руководители социальных отделов епархий, старшие сестры сестричеств милосердия, руководители благотворительных организаций, социальные работники, представители органов государственной власти и бизнеса.

На съезде подведут итоги и рассмотрят перспективы благотворительности в России за 30 лет, обсудят роль Церкви в развитии социальной сферы. Среди тем съезда — вопросы демографии и профилактики абортов, развитие паллиативной помощи и сестринского ухода за тяжелобольными людьми, организация домов сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью, создание механизмов распределенной опеки, распространение лучших социальных практик. Отдельная секция будет посвящена продовольственной и вещевой помощи самым бедным людям. Участники съезда также наметят направления дальнейшего развития благотворительности и социального служения, сотрудничества некоммерческого сектора с государством и бизнесом для помощи нуждающимся.

В съезде примут участие глава Синодального отдела по благотворительности, руководитель православной службы «Милосердие» епископ Верейский Пантелеимон, уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова, руководитель фонда «Круг добра», основатель первого в России детского хосписа протоиерей Александр Ткаченко, сенатор, создатель общественно-церковного проекта «Квартал Луи» Мария Львова-Белова, директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина, главный врач церковной Больницы святителя Алексия Алексей Заров, директор фонда «Я есть!» актер Егор Бероев, учредитель Фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер, директор Свято-Софийского дома православной службы «Милосердие» Светлана Бабинцева, президент санкт-петербургской благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская, представители Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты России.

«Тридцать лет свободы для Церкви стали временем расцвета социального служения. Все больше людей приходят в Церковь с желанием помогать другим. Период пандемии особенно ярко показал это стремление послужить ближнему, помочь человеку, попавшему в трудные обстоятельства. На нашем юбилейном Х съезде мы обсудим, как сделать это служение наиболее плодотворным и эффективным, — отмечает председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон. — Нам, конечно, очень хочется, чтобы любовь в наших общинах умножалась, и мы могли поделиться этой радостью с нуждающимися людьми и в крупных городах, и в маленьких поселках, где зачастую особенно нужна наша помощь».

В настоящее время Русская Православная Церковь — один из крупнейших организаторов благотворительности в стране. Всего в Церкви создано более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив, среди них свыше 350 сестричеств милосердия, 77 приютов для беременных женщин и матерей с детьми, 218 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен (приютов сестринского ухода за одинокими пожилыми), более 400 проектов помощи людям с инвалидностью, более 200 структур помощи наркозависимым, более 90 православных приютов для бездомных. Ежегодно создаются десятки новых церковных социальных проектов.

Программа съезда опубликована на сайте X Общецерковного съезда.

На Youtube-канале и на сайте Синодального отдела по благотворительности будет организована прямая трансляция всех мероприятий форума.

Откроется форум 13 мая богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве (начало богослужения в 9.00) и пленарным заседанием в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя (начало мероприятия в 12.30).

В самом начале форума участникам будет показан видеоролик о социальном служении Церкви за 30 лет, материал был подготовлен дирекцией документального кино Первого канала.

Пленарное заседание будет посвящено итогам и перспективам благотворительности в России за 30 лет. На пленарном заседании, которое пройдет в формате панельной дискуссии, выступят председатель епископ Верейский Пантелеимон, протоиерей Александр Ткаченко, старший вице-президент компании «Норильский никель», председатель совета благотворительного фонда Владимира Потанина Лариса Зелькова,  Елизавета Олескина, коммерческий директор «Первого канала» Петр Шепин, Мария Львова-Белова, заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай, руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. Модератор панельной дискуссии — телеведущая Тутта Ларсен.

Секция «Паллиативная помощь и сестринский уход» начнется 13 мая в 15.00. На ней выступят епископ Верейский Пантелеимон, директор и главный врач Больницы святителя Алексия Алексей  Заров, протоиерей Александр Ткаченко, Анна Федермессер, Елизавета Олескина, главный внештатный специалист по паллиативной помощи Министерства здравоохранения России Диана Невзорова,  координатор Ассоциации сестричеств милосердия Русской Православной Церкви Алена Давыдова, директор Департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты России Тарас Васько, генеральный директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова. Модератор секции — телеведущая Алла Митрофанова.

Секция «Как помочь самым бедным людям?» начнется 14 мая в 10.00 в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке. На секции выступят епископ Верейский Пантелеимон, президент фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова, диакон Игорь Куликов, председатель совета директоров компании «Gloria Jeans» Владимир Мельников, Мария Студеникина, директор департамента демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты России Андрей Галкин, главный редактор портала Милосердие.ru Юлия Данилова. Модератор секции — телеведущая Алена Горенко.

Секция «Демографический кризис: как будем выбираться?» начнется 14 мая в 13.00 в главном здании ПСТГУ. На секции ожидаются выступления Анны Кузнецовой, Олега Салагая, заместителя министра труда и социальной защиты России Ольги Баталиной, Марии Студеникиной, главного внештатного репродуктолога Министерства здравоохранения России Олега Аполихина, директора департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения России Елены Байбариной. Модератор секции — председатель комиссии Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.

Секция «Как распространить лучшие практики помощи людям с инвалидностью» начнется 14 мая в 15.30 в главном здании ПСТГУ. В мероприятии примут участие руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева, Светлана Бабинцева, Мария Островская, Егор Бероев, исполнительный директор общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», основатель «Дома слепоглухих» в Пучкове иерей Лев Аршакян, заведующая кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Зальцман, директор департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты России Тарас Васько, заместитель директора департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты России Кира Афонина. Модератор секции — телеведущий Константин Мацан.

15 мая в 10.00 в гостинице «Салют» запланирована презентация церковных социальных проектов и программ. О том, как начать заниматься реабилитацией зависимых, расскажет руководитель реабилитационного центра для зависимых женщин и центра реабилитации для мужчин, директор благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого иерей Евгений Лищенюк из Воронежа. Об организации помощи бездомным расскажет директор одного из крупнейших в стране приютов для бездомных — центра «Милосердие» — Андрей Якунин из Тюмени. Руководитель Центра гуманитарной помощи Екатеринбургской православной службы милосердия Евгений Шатских поделится опытом создания и развития центра гуманитарной помощи. Психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская расскажет о том, как передать сирот из церковных детских домов в семьи, и поделится опытом реорганизации церковных детских домов. Координатор Ассоциации сестричеств Русской Православной Церкви Алена Давыдова расскажет об очных и выездных курсах по уходу для сестер милосердия и о том, как пройти обучение.

В 12.30 15 мая состоится презентация краудфандинговой платформы Милосердия, которая в период пандемии была запущена порталом Милосердие.ru, Синодальным отделом по благотворительности вместе с фондом Владимира Потанина для поддержки церковных социальных проектов.


15 мая в 14.30 состоится традиционная встреча участников в формате вопрос-ответ с епископом Верейским Пантелеимоном.

Подробное описание тематики каждого мероприятия форума доступно на сайте cъезда.

Аккредитация СМИ на мероприятия cъезда до 13.00 12 мая по электронному адресу diaconia@yandex.ru. В заявке необходимо указать название СМИ и ФИО сотрудников, а также контактный телефон.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5808072.html

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Чин отпевания протоиерея Геннадия Трохина

22 октября, Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил Божественную Литургию в храме Преображения Господня в Богородском. По окончании богослужения епископ Пантелеимон возглавил чин отпевания протоиерея Геннадия Трохина.

В конце отпевания Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский огласил соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Как часто смерть наступает внезапно! Это особенно хорошо известно людям, которые прожили долгие годы. Порой смерть приходит тогда, когда меньше всего ее ожидают. Отец Геннадий долгое время боролся с продолжительной болезнью, и никто не мог предположить, что смерть наступит для него так внезапно.
Мы верим, что Господь прекращает нашу жизнь в самый благоприятный момент для спасения души. Поэтому нельзя унывать и роптать, но можно плакать и молиться, немного скорбеть. Особенно эту скорбь чувствуют сейчас члены семьи отца Геннадия. В нашем сердце остается рана, которая со временем заживает, но она всегда будет напоминать нам о том, что смерть наступит и для нас. А пока мы живем, мы должны друг друга любить, друг о друге заботиться, помогать. Стараться делать добрые дела в память о наших близких.
Отец Геннадий совершал трудный, великий подвиг служения у престола Божьего и, как любой человек, имел какие-то недостатки. Поэтому будем усердно молиться о нем Богу, чтобы Господь простил ему все содеянное, чтобы не обратил внимания на его недостатки, но увидел священнический труд. Будем молиться, дорогие братья и сестры, об отце Геннадии, чтобы милосердный Господь упокоил его душу в селениях праведных!» — 
сказал епископ Пантелеимон.»

В завершение продолжительного последования вокруг храма был совершен Крестный ход с гробом почившего пастыря.

23 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Ночная молодежная Литургия в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи

В связи с тем, что при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново уже несколько лет действует миссионерский центр, координирующий свою работу с Миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы, Управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон благословил совершить в храме первую молодежную ночную Литургию на день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, в ночь на 11 сентября.

Данная служба прошла в обстановке благоговения и молитвенного настроя всех молящихся. На Литургии молилось более пятидесяти человек. На богослужении было прочитано обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня трезвости. Этот день выбран в напоминание об особой духовной значимости трезвого образа жизни и о трагических последствиях злоупотребления алкоголем. После Литургии был также отслужен молебен о страждущих недугом винопиянства и наркомании. После службы все молящиеся проследовали в трапезную прихода, где в дружеской атмосфере за чашкой чая состоялась беседа о личности Иоанна Крестителя и церковных традициях, связанных сего почитанием.

Также на службе присутствовали сотрудники Росгвардии. Храм прпп. Зосимы и Савватия окормляет военнослужащих Центрального округа ФСВНГ РФ и отряда спецназа «Пересвет». Для некоторых сотрудников Росгвардии ночная Литургия – это единственная возможность спокойно помолиться в храме, не привлекая к себе постороннего внимания и не сокращая время на выполнение своих служебных обязанностей.

21 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Встречи Илиинской молодежи со священником Тимофеем Готяшвили

Раз в месяц, начиная с декабря 2019 года, стали проводиться беседы молодых со священнослужителем. По благословению епископа Зеленоградского Саввы, настоятеля храма пророка Илии в Черкизове, встречи на духовные темы проводит клирик Черкизова священник Тимофей Готяшвили.

В январе молодые люди общались в самом конце месяца, 26 января 2020 года, и говорили о молитве. «Тема очень насущная и актуальная на все времена, а поэтому у нашей молодёжи было очень много вопросов», — отметила помощник по молодежному служению настоятеля храма Анфиса Бугрова. 

Отец Тимофей особенно подчеркнул, что «главное в молитве —  это состояние души человека». «Подумайте, как бы молился человек, которого бы выбросили в океан с корабля, — сказал он. — Но он без труда сообразит, что ему нужно произнести, что выразит его состояние души, будь то один из псалма Давида или его собственные слова. Получается, главное в молитве —  это состояния души человека».

Отправить свои вопросы священнику и внести предложения по теме следующей встречи может каждый молодой прихожанин храма пророка Илии в Черкизове. Затем они обсуждаются молодежным сотрудником Черкизова с отцом Тимофеем, а также ребятами из «Илиинского светоча», после чего определяется главная проблематика встречи.

Следующая беседа состоится 23 февраля 2020 года. Узнать о мероприятиях «Илиинского светоча»и написать Анфисе Бугровой можно по электронной почте: molod@hramilii.ru.

16 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up