Menu

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове в Москве

"Развитие человеческой цивилизации никак не лишает человека способности к безграничному духовному развитию, к уподоблению Богу, к победе над самыми страшными испытаниями. Никто не отменял этот Богом данный потенциал каждой человеческой личности."

2 апреля 2017 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Отцы и братья! Досточтимый отец Андрей, настоятель сего святого храма!

Мы сегодня совершили великое освящение храма святого праведного Иоанна Русского на западе Москвы, в районе Фили-Давыдково, где этот храм был очень нужен. Мне часто приходилось проезжать по долгу службы через эти места, и я поражался, что в таком уже обжитом современном районе нет храма Божиего. Вот почему особым желанием сердца моего было содействовать скорейшему строительству этого святого храма. Благодарю всех и позже выражу особо свою благодарность тем, кто потрудился для строительства дома Божия, столь нужного жителям этого района. Несмотря на вместительность здания, сегодня не все смогли войти в него, что свидетельствует о востребованности как этого храма, так и сотен других храмов в городе Москве, которые строятся — не географически, а духовно — на месте разрушенных «сорока сороков» нашей Первопрестольной столицы. Верим, что строительство храмов будет успешно завершено и произойдет духовное возрождение жителей Москвы. Тогда Первопрестольный град станет таковым не только по наименованию, но и по вере живущих в нем людей. 

Мне хотелось бы сказать несколько слов о святой, память которой мы сегодня совершаем. Пятое воскресенье Великого поста посвящается преподобной Марии Египетской. Ее житие хорошо известно: в молодости она была блудницей в Александрии, большом приморском городе, и зарабатывала себе на пропитание самым недостойным образом. Жила она в достатке, ни о чем не задумываясь, ни о чем не жалея. С поправками на время, культуру, условия жизни можно сказать, что Мария была подобна многим нашим современникам, — ведь и сегодня множество людей так же не заботятся о телесной чистоте, даже не считая ее нарушение грехом, живут в свое удовольствие, радуются жизни и ни о чем не думают.

Александрия находится недалеко от Палестины, и однажды Мария решила из любопытства поехать в места, где жил Иисус Христос, где Он пострадал и воскрес. В веселом расположении духа женщина вступила на палестинскую землю, ни о чем помышляя. Оказавшись в толпе паломников, она попыталась войти в храм Воскресения Христова, но почему-то не смогла. Мы не знаем, какая сила ее остановила: либо невидимое, но физически ощутимое воздействие, либо угрызения совести, либо просто осознание несовместимости своего внутреннего состояния с тем, что имело место в храме. Только после искренней молитвы Мария сумела переступить порог храма, и, коснувшись святых мест Палестины, приняла решение совершенно необъяснимое, особенно с точки зрения людей нынешнего времени, которые так зависят от внешних обстоятельств, так изнежены, так привыкли хорошо питаться, отдыхать, одеваться. Мария решает перейти Иордан и поселиться в пустыне. Как и сейчас, в этой местности была скудная растительность, но в основном — камни, песок, змеи, дикие звери, в то время даже львы… И вот эта женщина, не взяв с собой никакого пропитания, переходит на другую сторону Иордана и больше не возвращается в мир. У нее не было ни крыши над головой, ни одежды, ни запасов продовольствия, ни воды — в буквальном смысле ничего не было; она предстала пред Богом такой, какая есть. 

Из жития, написанного с собственных слов преподобной, мы узнаем, как она страшно страдала. В Палестине, особенно в пустыне, летом очень жарко, свыше 40 градусов, а зимой может идти снег, — мне приходилось быть свидетелем обильных снегопадов в этой части земного шара. В пустыне за Иорданом ничто не могло защитить Марию от снега и дождя, холода и страшного зноя. И не осталось у нее никаких средств к спасению — только лишь искренняя молитва к Богу и глубочайшая уверенность в правильности выбранного пути. Только представьте себе силу духа этой женщины, силу ее веры, силу ее молитвы! Что перед этими страшными испытаниями все наши бытовые и прочие трудности, связанные с недостаточно комфортными условиями жизни! Можно перечислять до бесконечности причины, по которым современный человек, искренне считающий себя сильным, могучим, просто не смог бы жить, впал бы в глубочайшую депрессию. Но преподобная Мария, простая грешная женщина, смогла пройти через все эти испытания. Совершенно очевидно, что сил человеческих для этого недостаточно, — она бы замерзла насмерть, погибла от укуса ядовитой змеи, ее растерзал бы лев, — мало ли что могло произойти с несчастной женщиной, на теле которой полностью истлела вся одежда! Она была нагая и в зной, и в стужу, но осталась жива. Полностью отдавшись в руки Божии, молитвой привлекая Божественную благодать, она победила страх перед стужей и зноем, зверями дикими и змеями ползущими, страхом ночным и зноем дневным. 

Однажды, после первой седмицы Великого поста, священник Зосима, насельник обители преподобного Герасима, которая до сих пор существует на берегу Иордана, перешел через реку, чтобы понести особый, как ему казалось, монашеский подвиг. Но когда Зосима встретился с Марией, он понял, что перед ним человек равноангельской природы. Действительно, Мария знала все, что происходило в мире, хотя не имела с миром никакой связи; она перешла Иордан навстречу Зосиме как по суше; ее тело уже не подчинялось физическим законам, но принадлежало двум мирам — видимому и невидимому. Господь предназначил каждого из нас к тому, чтобы развить Его образ, вложенный в нас, до Богоподобия. Мария уподобилась Богу и явила в себе Божественную славу.

Причастившись Святых Христовых Таин из рук Зосимы, преподобная умерла в тот же день. Зосима похоронил святую Марию (рыть могилу ему помог пришедший из пустыни лев), а нам оставил свои о ней воспоминания.

Казалось бы, какое значение имеет для нас древняя история, которой уже полторы тысячи лет? Очень большое. Развитие человеческой цивилизации никак не лишает человека способности к безграничному духовному развитию, к уподоблению Богу, к победе над самыми страшными испытаниями. Никто не отменял этот Богом данный потенциал каждой человеческой личности. Мы только слишком слабы в вере, слишком зависим от обстоятельств, слишком подчиняем свои разум и волю неким идолам. Но если подняться над всей этой обыденностью, над всеми этими идолами, над всеми искушениями и слабостями, то перед каждым из нас, пусть и не в таких экстремальных условиях, открывается тот же путь безграничного духовного совершенствования. На этом пути побеждаются все человеческие трудности и скорби, потому что равноангельское житие не знает скорбей.

Пусть замечательный пример жизни преподобной Марии Египетской поможет и нам, современным людям, отягощенным соблазнами и суетой, не сбиться с единственно правильного пути и в меру своих сил сделать хотя бы первые, но всегда спасительные шаги на пути, ведущем к Богу и Его Божественному Царству. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Официальный сайт
Восточного викариатства города Москвы

Яндекс.Метрика

Адрес: ул. Николоямская, д.57, стр.7
Тел. канцелярии: 8-916-503-20-23

Рейтинг@Mail.ru