Menu

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти апостолов Петра и Павла после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

Иногда нас спрашивают, что означают слова «Святая Русь» Мы отвечаем: «Так говорят не потому, что на Руси святых было больше, чем в других местах, а потому что святость была абсолютным нравственным идеалом для нашего народа».

12 июля 2017 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Императорском мемориальном соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святых апостолов Петра и Павла в особом месте — историческом кафедральном соборе города Санкт-Петербурга, освященном в честь этих святых апостолов, в соборе, название которого связано с самим именем города. Долгие годы совершать здесь Божественную службу было невозможно. Я был свидетелем того времени, когда богослужебная жизнь в городе на Неве могла проходить только в четырнадцати храмах, а огромное количество верующих, особенно в послевоенные десятилетия, людей, обожженных пламенем войны, стремились в храмы Божии молиться за живых и мертвых. В моей детской памяти остались переполненные до отказа храмы тогдашнего Ленинграда. Даже за всенощным бдением под воскресенье люди стояли так, что перекреститься было невозможно, что же говорить о праздничных днях! Но, думаю, у большинства верующих всегда сохранялась надежда, что в этих домах молитвы, нередко построенных при активном участии и государства, и всего народа, снова будет совершаться молитва. Поэтому для меня всегда так радостно и трепетно совершить раз в году Божественную службу в историческом кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

Мы вспоминаем сегодня имена двух апостолов — Петра и Павла. Не прилагая никаких чрезмерных эпитетов к их служению и жизни, можно сказать: они перевернули мир. А теперь давайте задумаемся, кем были эти два апостола. Один — рыбак, человек семейный, который оставил все и пошел за Господом. Другой — ревнитель иудейской веры, ревностный настолько, что сделался одним из первых гонителей христианства. Эти два человека, конечно, окруженные другими апостолами, сделали для мирового цивилизационного развития столько, сколько не сделал никто. Они сумели передать людям слова Господа и Спасителя, снабдив их комментариями, которые актуальны и по сей день. И вера Христова, которая до того не выходила за пределы Галилеи или, в лучшем случае, Палестины, распространилась по всему миру. И не просто распространилась — идеалы христианства очень скоро вошли в противоречие с идеалами могущественной Римской империи, которая объединяла, как теперь говорят, весь цивилизованный мир. Мощная империя со своим правом, со своей армией, со своими божествами, со своей железной государственной дисциплиной, прекрасной сетью дорог — всем тем, чего не было в окружающем мире, — Рим был оплотом человеческой силы, ярким выражением мощи того, что создано разумом и волей людей.

А святые апостолы Петр и Павел были люди немощные, чья жизнь с человеческой точки зрения не увенчалась славой, — они были казнены, умерщвлены; но какой же силой обладали их слова! Каким потрясающим воздействием на умы обладали их послания единомышленникам! И мы знаем, что прошло меньше трех столетий, и Римская империя начинает становиться христианской империей. Очень скоро христианство проникло во все поры общественной и даже политической жизни, и как западная, так и восточная часть империи стали христианскими государствами.

Конечно, внимательный скептический наблюдатель может спросить: а что, собственно, изменилось? При язычниках были войны — и при христианских правителях войны; при язычниках творились безобразия, царила безнравственность — и при христианских правителях было то же самое. В чем же разница? Но мы должны очень ясно понимать, в чем разница и в чем смысл того колоссального, цивилизационного поворота человеческой истории, произошедшего трудами святых апостолов, которые, в свою очередь, основывали свои труды на Евангелии Господа и Спасителя нашего. А разница вот в чем: появился непререкаемый идеал личной и общественной жизни, который именуется святостью. Люди по слабости своей продолжали грешить, люди по слабости своей, — и во власти бывшие, и простые, — совершали преступления, и войны не прекратились, и междоусобицы продолжались, но было нечто, что отличало новую эру от эры старой. В основе ценностей человеческого общежития было положено такое понятие, как святость, и под это понятие стали приниматься законы, государственные и светские. В системе новых ценностей стали воспитываться последующие поколения людей. И мы знаем, каким огромным количеством праведников расцвел небосклон европейской жизни, сколько сил отдавалось строительству храмов, монастырей, сколь многие посвящали свою жизнь Богу. А огромные, многотысячные обители средневековой Европы и Руси! И ведь люди не укрывались за стенами от невзгод, — они искали Бога, они стремились к воплощению нового идеала личной и общественной жизни. Как много было святых правителей, царей, князей, полководцев! Каким духовным энтузиазмом сопровождалось молитвенное поминовение святых, совершаемое при огромном количестве стечении людей!

Иногда нас спрашивают, что означают слова «Святая Русь» Мы отвечаем: «Так говорят не потому, что на Руси святых было больше, чем в других местах, а потому что святость была абсолютным нравственным идеалом для нашего народа». Даже когда на Западе под влиянием мощных антихристианских сил этот идеал святости стал ослабляться, а после известных революционных событий — силой изгоняться из жизни общества, на Руси ничего подобного не было. Даже когда Господь посетил нас Своим праведным гневом, так что произошла и в нашей стране революция, сметавшая все внешние признаки религиозности, включая храмы и монастыри, но и она не смогла вычеркнуть из памяти людей, из их совести все то, чему они были научены предшествующими поколениями, начиная от святых апостолов.

Сегодня Отечество наше приобретает все большее значение для всего мира. Вы все читаете газеты, смотрите телевидение, пользуетесь Интернетом, — стало быть, видите, что происходит в мире, когда силой закона, силой власти насаждаются страшные грехи, а люди, которые желают этому противостоять, просто выражая видимым образом свое несогласие, могут быть репрессированы. Такого не было со времен Римской империи, когда репрессировать могли любого, кто не поклонялся идолам. Поэтому все эти новые явления в некоторых странах должны еще и еще раз помочь нам понять, что означала христианская цивилизация для жизни людей, что означает христианская вера для нашего народа. Мы должны возблагодарить Господа, Его святых апостолов, что их силой и, конечно, силой Святого Духа хранятся немеркнущие Евангельские истины в жизни людей, особенно в жизни нашего народа, прошедшего через огромные скорби, связанные с отстаиванием своей веры. Верим, что, пройдя трудным путем XX века, пережив гонения и испытания, мы выработали в себе некий иммунитет, некую нечувствительность к диавольским соблазнам и искушениям. Мы обладаем силой сопротивляться злу. Очень важно, чтобы именно такое понимание предназначения Отечества нашего сегодня проникало в сознание многих и многих людей — и во власти сущих, и нашей интеллигенции, и представителей средств массовой информации, общественных организаций, но, самое главное, — в сердца простых людей, их семьи, в среду их родных и близких. Верим, что молитвами святых апостолов Петра и Павла Господь не оставит землю нашу, Церковь нашу, народ наш и северную столицу России. Верим, что с нами Бог, а если с нами Бог, то с нами и духовная победа. С праздником поздравляю вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Официальный сайт
Восточного викариатства города Москвы

Яндекс.Метрика

Адрес: ул. Николоямская, д.57, стр.7
Тел. канцелярии: 8-916-503-20-23

Рейтинг@Mail.ru